http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=23ed1bbb-db41-404f-a27f-32408b580091&print=1© 2024 Российская академия наук
До декабря в Академии наук еще продолжается жизнь, а потом начинается продление полномочий. Примерно так выразился один из участников состоявшегося 12 сентября исторического заседания президиума РАН, оценивая его итоги. Главный из них: впервые за многие десятилетия отменено уже назначенное Общее собрание академии, а также выборы ее президента и президиума. Академические историки утверждают, что подобное случилось в 1941 году, когда немцы стояли под Москвой, но даже тогда Общее собрание было лишь перенесено. Сегодня никто не может сказать, когда состоятся выборы и состоятся ли вообще, поскольку главный академический документ, определяющий правила существования этой организации - устав, предстоит принимать заново.
Это, в общем, закономерный итог трехлетнего противостояния РАН и нынешнего Министерства образования и науки и борьбы академии за свою независимость. Итог, в котором мало кто сомневался, поскольку в борьбе с властью победить невозможно: если что-то задумано наверху, то должно быть выполнено. Удивительно другое: до самого последнего момента даже многие члены президиума (что уж говорить о рядовых членах РАН!) были не в курсе происходящего и оказались в ситуации, которая не оставляла выбора. Образно говоря, за прошедшие недели из состава президиума сложили пирамиду - чем выше, тем меньше людей, обладающих информацией, а наверху - нынешний президент РАН Юрий Осипов, который знал все. Ход событий это подтверждает.
В прошлый четверг, 7 сентября, на закрытой части заседания Правительство РФ одобрило поправки в закон "О науке", согласно которым президент РАН теперь утверждается главой государства, а ее устав - правительством. РАН из академии, "имеющей государственный статус", превращается в "государственную академию" и лишается автономии в распределении бюджета: теперь она считается только "распорядителем" денег. В случае принятия поправок Думой нынешний президент и президиум остаются работать до утверждения нового устава по сути новой организации. Напомним, это произошло 7 сентября, а на день раньше вице-президент РАН Александр Некипелов собрал журналистов, чтобы сообщить о готовящихся выборах и "развеять мифы" вокруг этого события. И главный миф, с его точки зрения: Юрий Осипов продолжает исполнять свои обязанности. На прямой вопрос "МН", существуют ли хоть малейшие сомнения в том, что выборы, назначенные на 18 декабря, состоятся, вице-президент РАН ответил: "Ну разве что землетрясение случится" - и добавил, что в любом случае поправки к закону вступают в силу через 6 месяцев после принятия - значит, речь может идти только о следующем президентском сроке, через пять лет.
Можно было бы обвинить Александра Некипелова в том, что он скрывает информацию, но дальнейшие события показали, что даже он - по сути, второе лицо в академии - оказался в сложном положении. Во-первых, именно ему пришлось отбиваться и от "чужих" (на правительстве), и от своих (на президиуме РАН). Президент Юрий Осипов - и это поразило академиков больше всего - в заседании правительства, где решалась судьба академии, не участвовал. А пришедший туда Некипелов столкнулся с неприятными неожиданностями: в частности, в окончательной редакции эта шестимесячная оттяжка была отменена, а полномочия до принятия устава продлялись лишь для одного президента РАН, но не для президиума. С последним вице-президент смириться не мог и настоял (пригрозив, что иначе РАН отзовет документ) на том, чтобы президиум тоже включили. В итоге поправка была изменена. Во всяком случае, это то, что Александр Некипелов рассказал коллегам 12 сентября.
Что было дальше, можно себе представить. "Была долгая дискуссия, выступали резко. Потом успокоились, рассудили так: ну проведем в декабре выборы, а в январе будет принят закон и потребуется переизбирать по новому положению. После долгих споров пришли к нелегкому решению об отмене выборов", - сообщил "МН" вице-президент РАН Геннадий Месяц, добавив, что "теперь самое главное не дать чиновникам исковеркать устав. Есть опасения, что его собираются сильно изменить. Но тут многое уже зависит от нас - устав должен быть принят на общем собрании большинством в две трети голосов".
Однако, как уже показали события, исход этого голосования тоже вызывает сомнения. Так, пять лет назад многие академики в кулуарах резко критиковали Юрия Осипова за то, что он пассивен, не использует всех своих возможностей, чтобы защищать не только интересы РАН, но и науки вообще, - и все-таки выбрали президентом именно его, пойдя по пути наименьшего сопротивления. Теперь же признают, что он за их спиной совершил торг, сохранив хотя бы на время за собой этот пост в обмен на независимость РАН. Во всяком случае, те поправки, которые утверждались правительством 7 сентября, не были приняты президиумом, что противоречит нынешнему уставу академии.
Больше всего академиков беспокоит то, что под маркой утверждения устава и президента власть фактически захватывают чиновники. Это действительно неприятно, если забыть о том, что большинство из членов академии давно сами ведут себя, как чиновники. Ведь торг совершал не только президент - на разном уровне им занимались многие руководители РАН. Противники и сторонники отмены возрастного ценза - накануне выборов - исходили в большинстве случаев не из интересов науки, а из собственных перспектив - ведь ценз распространяется не только на президента, но и на членов президиума, директоров институтов и т.д. Затем на заседаниях отделений, научных центров их руководители убеждали коллег принять соответствующее решение и с ним обратиться в президиум. Это уже методы чиновников, как и закулисная борьба, дозирование информации, неспособность идти на открытый диалог с обществом, прессой. Все это не слишком сочетается с принципами самоуправления, свободы, которые так отстаивала академия и которые только что потеряла.