НЕЗАВИДНАЯ РОЛЬ ПСЕВДОРЕФОРМАТОРОВ

28.01.2005

Источник: Экономические новости России и Содружества, Евгений ПРИМАКОВ, академик, президент Торгово-промышленной палаты РФ

- Магистральный путь преобразований, начатых в России с девяностых годов и еще далеко не завершенных, - переход на рыночные рельсы, интеграция российской экономики в общемировую

- Магистральный путь преобразований, начатых в России с девяностых годов и еще далеко не завершенных, - переход на рыночные рельсы, интеграция российской экономики в общемировую. Главная задача преобразований - подъем уровня жизни населения, выравнивание его с постинду-стриальными странами.
И на этом пути необходима серьезная корректировка экономического курса. Было бы примитив-но отождествлять такое требование с отказом от макроэкономического регулирования, в котором правительство достигло определенных результатов. Но дело не может ограничиваться удержанием инфляции. Сегодня необходимо сконцентрироваться на государственных мерах, способствующих изменению структуры российской экономики, росту инвестиций в несырьевой сектор, особенно в малый и средний бизнес, снятию барьеров, мешающих свободной конкуренции.
Задачей уже сегодняшнего, а не завтрашнего дня стало инновационное развитие экономики, для чего необходимы обновление основных фондов предприятий, создание венчурных компаний, крупные государственные проекты на тех направлениях научно-технического прогресса, где мы еще в состоянии обеспечить прорыв. Для такого разворота в экономике необходимо преодолеть сопротивление так называемых либера-лов, которые зачастую протаскивают свою экономическую линию вопреки идеям, провозглашен-ным Президентом.
На их совести лежит отсутствие элементарных расчетов при реформах, задевающих интересы большей части населения, таких, как монетизация льгот, пенсионная реформа. Достаточно сказать, что уже на этапе обсуждения в Госдуме в проекте закона о денежном покрытии льгот для населе-ния было внесено 1300 поправок. Неужели с такой же степенью легкомысленной подготовки бу-дут внесены в Госдуму непродуманные, непросчитанные, игнорирующие настроения значитель-ной части общества законопроекты по реформам здравоохранения, образования, ЖКХ? Есть осно-вания считать, что тревога по этому поводу не напрасна.
Нынешние либералы, продолжая линию своих предшественников, претендуют на монополию понимания экономических интересов России. Мы неоднократно сталкиваемся с игнорированием предложений, которые исходят от организаций предпринимателей, научно-экспертного сообщест-ва. Так произошло, например, с опубликованной в 2003 году разработкой ТПП по государственной промышленной политике. Она стала предметом обсуждения на конференциях, "круглых столах" в десятках районах страны. Мы получили многочисленные отклики от губернаторов, бизнесменов, ученых. И ни одного отклика из Минэкономразвития. Аналогичная участь постигла многие разра-ботки других предпринимательских организаций, Российской академии наук.
Идеологическое кредо таких в кавычках реформаторов - удаление государства из экономической жизни, лишение его регулирующих функций, отказ от такого признаваемого во многих странах инструмента, как индикативное планирование. Но это одна сторона дела.
Другая заключается в том, что их стараниями ни одна государственная - точнее, министерская - избыточная функция так и не была передана на общественно-предпринимательский уровень. А ведь это провозглашалось чуть ли не "сердцевиной" административной реформы. Можно ли в та-ких условиях говорить о ее успехе?
Наконец, особенность современных псевдореформаторов конкретно проявляется в их пассивно-сти в деле использования в полном объеме дополнительных доходов от экспорта в качестве ресур-са развития экономики в России. Никто не отрицает необходимости учета того, что угроза инфля-ционного всплеска создает предел использованию этих дополнительных доходов, концентрируе-мых в стабилизационном фонде.
Но разве усилит инфляцию отмена таможенной пошлины на ввозимое в Россию промышленное оборудование и запчасти к нему? Потери бюджета в этом случае могут компенсироваться из ста-билизационного фонда. Или разве усилят инфляцию дополнительные серьезные сложения из этого фонда в столь необходимое дорожное строительство в регионах? Или в государственные програм-мы, готовящие прорывы в технико-технологических направлениях? Или в создание государствен-ного венчурного фонда для поддержки компаний, обеспечивающих инновации на российских предприятиях? Или вложения в систему профессиональной подготовки кадров, которая в постсо-ветской России полностью разрушена? При всем этом можно и должно сохранить стабилизацион-ный фонд, но в разумных размерах.
Весьма характерны для современных псевдореформаторов попытки представить период реформ в России как строго единое целое, состоящее из последовательных этапов. Они обходят молчани-ем тот факт, что Путин связал свое президентство со стремлением избавиться от уродливых сто-рон реформ, которые достались ему в наследство. Проявлением этого стали попытки изменить по-ложение, при котором олигархические группы контролируют российскую экономику, прервать процесс сращивание этих групп с властью, привести дело к тому, чтобы законы и обязательства, в том числе добросовестно платить налоги, распространялись на всех.
При этом Путин неоднократно подчеркивает, что его линия ни в коей мере не нарушает законных прав собственника. Однако далеко не все действия бюрократии являются подтверждением этого принципа. Неуклюжее исполнение правильных по своей направленности мер угрожает серьезным оттоком финансовых средств из России. Вовлечение коррумпированных чиновников в "игры" с перераспределением собственности, сра-щивание части правоохранительных органов с теми, с кем они призваны бороться, откровенное стремление некоторых представителей госаппарата руководить незаконными методами вызывают серьезное недовольство в обществе. Активные шаги по очищению от коррупции становятся важ-нейшим условием прогресса в России - и экономического, и политического, и социального.
ТПП рассматривает как одно из основных направлений своей деятельности исключение ситуации с "перетягиванием каната" между государством и предпринимательством, организацию партнер-ских отношений между ними. Кануло в вечность то время, когда мы примитивно считали, что в условиях рыночного хозяйства государство является орудием капиталистов. Вместе с тем в ры-ночных условиях государство не может быть и орудием, используемым против предпринимателей. Установление партнерства между государством и частным бизнесом -это важнейшая предпосылка прогресса современной России. Цель такого партнерства -сделать все для российского человека, поднять его благосостояние, обеспечить ему спокойную, достойную жизнь, создать все возможно-сти для его духовного совершенствования. При этом мы настойчиво подчеркиваем социальную ответственность бизнеса.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024