АССОРТИ ИЗ ПЕРСПЕКТИВ. ФОНД РАСШИРЯЕТ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
02.10.2015
Источник: Поиск,
Надежда Волчкова
Беседа с начальником Управления молодежных программ РФФИ Ириной ЖУРБИНОЙ
Из года в год растет интерес к конкурсам Российского фонда фундаментальных исследований со стороны научной молодежи. И Фонд отвечает ей взаимностью, постоянно пополняя ассортимент программ, рассчитанных на молодых ученых. Совсем недавно стартовали три новых конкурса, призванных обеспечить начинающим исследователям стабильные рабочие места и помочь внедрить свои результаты в практику. Система поддержки совершенствуется, но и спрос с заявителей и грантодержателей становится строже.
О возможностях, которые Фонд открывает перед молодыми учеными, и требованиях, которые к ним предъявляют, “Поиску” рассказала начальник Управления молодежных программ РФФИ Ирина ЖУРБИНА.
Ирина Александровна, вас можно поздравить? Совместный проект РФФИ и Правительства Москвы, который готовился почти год, наконец, начал реализовываться.
Да, это знаменательное событие и для нашего управления, и для всего Фонда. Надеемся, что новый конкурс поможет решить две задачи: с одной стороны, будет способствовать закреплению талантливой молодежи в московских научных организациях, с другой привлечет полных сил и идей исследователей к решению многочисленных проблем города. Потенциальные участники конкурса люди хотя и молодые (до 35 лет), но в науке не новички. Они должны иметь ученые степени, не менее трех публикаций в рецензируемых журналах по тематике проекта, рекомендации ученых или научно технических советов своих организаций.
Как вы отметили, мы довольно долго и тщательно согласовывали условия конкурса с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, координирующим этот проект со стороны столичного правительства. В итоге было выбрано девять наиболее актуальных для города тематик. Среди них создание новых интеллектуальных энергетических систем для потребностей мегаполиса; перспективные материалы и технологии для городского строительства и решения экологических проблем, включая переработку и утилизацию отходов; управление городской инфраструктурой, транспортными потоками.
Какие условия предложены заявителям?
Предполагается выделить победителям конкурса 100 грантов. Размер поддержки каждого проекта составит два миллиона рублей на два года. Первый миллион в 2016 году получат все победители конкурса, а второй только те, чьи результаты годичной работы одобрят эксперты РФФИ, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, а также ученые советы соответствующих организаций.
Грантополучатель должен жить и работать в Москве?
Молодой ученый может быть иногородним, но проект должен выполняться в научной организации, расположенной в столице. Обычно из Москвы на молодежные конкурсы РФФИ поступает около четверти заявок, причем очень хороших. Поэтому мы ждем сильные интересные работы.
А с другими регионами вы готовы проводить такие совместные конкурсы?
Если будут предложения, то, конечно, их рассмотрим. Кстати, Москва не участвует в традиционных региональных конкурсах, которые Фонд проводит на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации. А вот молодежной тематикой столичные власти заинтересовались.
Кто был инициатором этого проекта?
Два года назад по поручению мэра Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства стал заниматься вопросами поддержки молодых ученых. Были учреждены Премии Правительства Москвы, которые ежегодно начиная с 2013 года присуждаются представителям естественных, инженерных и гуманитарных наук. Наряду с этим департамент предложил РФФИ провести совместный конкурс.
Интересно, что большинство лауреатов премии Правительства Москвы получали гранты РФФИ: в 2014 году 15 человек из 17. К слову сказать, примерно такая же ситуация и с Премиями Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых: 10 награжденных за последние три года наши грантополучатели.
Московский конкурс имеет прикладную направленность?
РФФИ и Правительство Москвы стремились обеспечить условия для поддержки фундаментальных исследований, результаты которых могут быть использованы для решения практических задач по созданию новых технологий и высокотехнологичной продукции, имеющих приоритетное значение для экономики города. Но от авторов проектов не требуется обязательного выхода на прикладные разработки.
Больше похож на конкурс ориентированных фундаментальных исследований еще один недавно запущенный нами проект “Эврика. Идея!”, проводимый совместно с Фондом “Национальное интеллектуальное развитие”. Он проводится для того, чтобы выявить прорывные идеи, направленные на развитие критических технологий.
Что представляет собой ваш новый партнер?
Это Фонд поддержки научнопроектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых, учредителем которого является МГУ им. М.В.Ломоносова. Он входит в созданную в 2012 году компанию “Иннопрактика”.
Расскажите про конкурс “Эврика. Идея!”.
Мы хотим предоставить молодым ученым возможность провести исследования для проверки своих оригинальных разработок и, если они окажутся перспективными, воплотить их в жизнь. Выбрано четыре направления: фундаментальные проблемы нефтегазовой промышленности, энергетика, новые материалы, электроника и фотоника.
Предполагалось выдать около 30 грантов, но окончательное решение относительно их числа будет принято после рассмотрения заявок. Выплаты по гранту в первый год составят до 1 миллиона рублей. Авторы проектов, успешно защитившие отчеты на итоговой конференции и доказавшие, что у изобретений есть будущее, получат еще до 1,5 миллиона рублей на их реализацию. В этом конкурсе могут участвовать молодежные коллективы и отдельные молодые ученые, аспиранты, магистранты в возрасте до 33 лет.
В планы Фонда входит и поддержка недавно защитившихся кандидатов наук, в западной терминологии постдоков. Это совсем новое направление работы РФФИ. Какие цели вы преследуете?
Конкурс проектов фундаментальных исследований, выполняемых молодыми учеными докторами или кандидатами наук в научных организациях Российской Федерации в 20162018 годах, третий из наших новых молодежных конкурсов. В нем могут участвовать молодые российские и иностранные кандидаты и доктора наук, защитившие диссертации не позднее 2012 года.
Фондом ставится задача содействовать закреплению перспективной научной молодежи в ведущих российских научных организациях. У нас в стране немало крупных исследовательских центров, обладающих уникальным оборудованием и сильными научными школами. Однако у многих из этих структур сегодня проблемы со ставками. Молодой ученый, получивший наш грант, придет к ним не только с идеями, но и с деньгами, которых хватит и на зарплату, и на проведение исследований.
Заявителю необходимо согласие организации оформить с ним, в случае получения гранта, трудовые отношения и создать условия для выполнения проекта. Зарплата доктора наук должна составлять не менее 90 тысяч рублей, а кандидата не менее 70 тысяч рублей.
Размер гранта вполне приличный: российским кандидатам наук и зарубежным докторам наук в течение трех лет будет выплачиваться по 1,7 миллиона рублей в год, а российским докторам наук по 2 миллиона. Молодым ученым, успешно завершившим проект и получившим научные результаты, высоко оцененные экспертами Фонда, будет предоставлена возможность участвовать в этом конкурсе еще раз.
В идеале благодаря этой поддержке талантливый исследователь, которому не нужно будет отвлекаться на поиск дополнительных источников финансирования, сможет серьезно продвинуться в выбранном направлении. У кандидатов наук будет возможность сосредоточить свои усилия на подготовке докторской диссертации. Это точечная поддержка наиболее талантливых и активных молодых ученых.
РФФИ выстроил целую систему поддержки молодых ученых. Вы считаете, что это самая уязвимая категория научных работников?
Молодым ученым, особенно работающим в сфере фундаментальных исследований, действительно приходится труднее, чем их опытным коллегам. Многие не выдерживают безденежья, нестабильности, отсутствия карьерных перспектив и уходят из науки или уезжают из страны. Фонд считает необходимым помогать им в профессиональном становлении. Сегодняшним научным лидерам нужна достойная смена. По растущему интересу к молодежным конкурсам мы видим, что наши программы очень востребованы.
Поддержка РФФИ присутствует на всех ступенях развития молодых ученых. Первый уровень проекты, связанные с участием молодежи в научных мероприятиях. Начинающие ученые, аспиранты, студенты, получив грант, могут выступить на конференции с докладом, пообщаться с более опытными исследователями, обзавестись необходимыми научными связями. Следующая ступенька – грант на выполнение краткосрочных научных работ под руководством кандидатов или докторов наук. Это возможность в течение пяти месяцев поработать в новом научном коллективе под руководством лидирующего в данной области специалиста, освоить новые методики или получить необходимые экспериментальные данные. Приобретя опыт и знания, поняв, в каком направлении двигаться, молодой ученый может сформировать свою команду и выступить в качестве руководителя инициативного проекта в рамках конкурса “Мой первый грант”. Новый уровень разработки темы, опыт в планировании исследований, подготовке отчетов могут позволить ему впоследствии успешно претендовать на гранты для ведущих молодежных коллективов и участвовать в других конкурсах РФФИ, например в тех, о которых мы сегодня говорили.
Постоянно проводимый нами мониторинг достижений грантополучателей дает возможность говорить, что схема, которую я описала выше, работает в реальной жизни. Так, в конкурсе ведущих молодежных коллективов 2015 года руководители 102 из 288 выигравших проектов были ранее победителями конкурса “Мой первый грант”. Эти ученые выросли, и очень заметно: они публикуются в хороших журналах, успешно руководят научными группами.
Вы говорили о растущем интересе молодых ученых к конкурсам РФФИ. Он ведь определяется числом заявок. Сколько участников собирают молодежные конкурсы?
В 2012 году на конкурс “Мой первый грант” пришло 5283 заявки. Это стало большим сюрпризом для Фонда. В 2014 году число заявок возросло до 5975, в 2016м до 6263. По ведущим молодежным коллективам в 2012 году получено 1207 проектов, в 2015 – 1033. Некоторое уменьшение мы связываем с ужесточением условий конкурса. Бюро Совета Фонда решило, что поддержки достойны только сложившиеся сильные коллективы, и добавило условие: у руководителя должны быть совместные статьи с не менее чем половиной исполнителей. Наличие общих публикаций подтверждает, что группа успешно работает по данной тематике, а не искусственно создана для участия в конкурсе. Изменение правил позволит более эффективно решать такие важные задачи конкурса, как стабилизация молодежных коллективов, закрепление в них исследователей.
Вы провели анализ и выяснили, что есть случаи, когда коллективы “сколачиваются под грант”?
Мы постоянно анализируем ситуацию и по результатам корректируем условия конкурсов, правила проведения работ по проектам, адаптируем документацию, чтобы она была более понятна заявителям.
Кстати, год назад РФФИ внес изменения, согласно которым в связи с выполнением проекта между организацией и получателем гранта не должны устанавливаться трудовые отношения. Ученые теперь ездят в командировки и экспедиции по грантам в нерабочее время, оформив отпуск. Зачем это было сделано?
Позиция Фонда состоит в том, что грант это денежные средства, выделяемые коллективу или физическому лицу, подавшему заявку на конкурс, а не организации. Однако есть варианты на выбор. Поясню на примере молодежного гранта на выполнение работ под руководством кандидатов или докторов наук (стажировки). Заявка может подаваться от физического и юридического лица. Если проект представляет организация, заинтересованная в молодом ученом, при получении гранта соглашение заключается между принимающей организацией и РФФИ. Издается приказ о назначении руководителя проекта, с молодым ученым заключается трудовой договор, он получает зарплату. Но заявку может подать и физическое лицо научный сотрудник, который готов принять молодого ученого на стажировку. В этом случае денежные средства перечисляются непосредственно молодому ученому по поручению руководителя проекта. Такой способ организации работ, на мой взгляд, проще.
В общем, можно выбрать, что подходит в конкретной ситуации, в зависимости от характера работ, уровня допуска к научному оборудованию.
А как в этом случае решается вопрос по основному месту работы молодого ученого? Вдруг его не отпустят на пять месяцев?
Фонд не вмешивается во внутренние отношения организации и сотрудника. Мы не примем заявку без документа о том, что руководство организации в случае поддержки проекта не будет возражать против выполнения молодым ученым проекта. А если официальное разрешение есть, значит, люди правильно и к общей пользе все урегулировали.
Вы говорили о дополнениях в правила проведения конкурса ведущих молодежных коллективов. Вносились ли еще какието изменения в условия конкурсов?
Увеличены объемы финансирования ряда грантов. Раньше выигравшим конкурсы на выполнение научной работы под руководством кандидата или доктора наук (стажировки) выплачивалось по 70 тысяч рублей в месяц. С 2016 года кандидаты и доктора наук будут получать по 100 тысяч, а молодые ученые без степени по 80 тысяч. Фонд старается обеспечить исследователям возможность спокойно работать, не отвлекаясь на поиск дополнительных источников финансирования. Подрастет и размер выплат по конкурсу “Мой первый грант”. В 2012 году он составлял 350 тысяч в год, в 2014м 400 тысяч, в 2016 году достигнет 450 тысяч.
РФФИ стал выделять больше средств на молодежные программы?
Да, на наше направление добавляют средств, так как заявок приходит все больше. Но и требования к заявителям и грантополучателям становятся жестче. Мы добиваемся от молодых ученых четкого соблюдения всех формальных процедур. Одна из задач Фонда научить их внимательно читать документы и аккуратно выполнять свои обязательства.
Каким образом вы этого добиваетесь?
Не даем поблажек нарушителям. Например, на конкурс научных проектов, выполняемых под руководством кандидатов и докторов наук, в 2015 году было подано 1090 проектов, из них было допущено 865 (79%). Наиболее частые причины отказа в допуске непредоставление печатных вариантов заявок в срок, отсутствие необходимых документов, подписей и печатей. Случается и прямое невыполнение условий конкурса. Возьмем “Мой первый грант”. По правилам, нельзя в один и тот же год участвовать более чем в двух проектах. Однако оказалось, что некоторые молодые ученые фигурируют аж в четырехпяти. Скорее всего, будет принято решение не допускать на конкурс ни одну из таких заявок. Всех этих ошибок, на мой взгляд, можно было бы избежать, внимательно познакомившись с условиями конкурса.
Мы, со своей стороны, стараемся делать все, чтобы наши грантодержатели не попадали в неприятные истории. Готовы предоставить и в устной, и в письменной форме любые консультации, связанные с правилами подачи заявок и выполнения проектов. Многие ими пользуются, и ситуация постепенно улучшается. В 2012 году, когда мы запускали конкурс ведущих молодежных коллективов, пришлось буквально бегать за руководителями победивших проектов, чтобы они подписали соглашения с Фондом. В этом году из 1900 победителей не прислали соглашения в срок и, соответственно, получили отказ в финансировании менее 30 человек.
Но это ведь тоже немало.
Раньше нарушений было гораздо больше. Хотя, согласна, каждый случай неприятен. Недавно фонд поддержал два проекта из Калмыцкого госуниверситета, но в финансировании им пришлось отказать: руководители не оформили соглашения, несмотря на то что были вовремя проинформированы о результатах конкурса. Они более двух месяцев не заявляли о себе, а теперь просят их простить. Мы, конечно, понимаем, что эти гранты для них много значат, но в данном случае никаких оснований для изменения решения, увы, нет.
А если представителей дальних регионов почта подвела?
Если мы видим, что есть объективные причины невыполнения какихто обязательств вина почты, человек физически не мог чтото оформить (полевые работы, командировка, болезнь), стараемся идти навстречу.
Ваши коллеги из Российского научного фонда не принимают в зачет статьи, в которых авторы ссылаются на несколько источников финансирования и при этом не указывают, какая часть исследований выполнена на средства РНФ. А РФФИ не собирается за это бороться?
Наш Фонд таких требований к исполнителям не предъявляет. Мы следим только за тем, чтобы публиковалась информация о самом факте поддержки РФФИ обязательно с названием и номером проекта.
Слышала хорошие отзывы о вашем выступлении на состоявшейся этим летом Поволжской ассамблее Профсоюза работников РАН. Молодые участники отмечали, что узнали много нового о конкурсах РФФИ. Вы часто участвуете в таких встречах?
С удовольствием принимаю приглашения выступить на различных форумах. Это прекрасная возможность напрямую пообщаться с молодыми учеными, рассказать о наших программах, узнать мнение молодежи о работе Фонда, ответить на волнующие ее вопросы, развеять бытующие в научной среде мифы.
Какие, например?
Некоторые представители регионов считают, что их обходят с грантами, а ученые из центра, наоборот, думают, что Фонд относится к их коллегам с периферии более лояльно. Между тем, статистика показывает, что количество грантов по всем субъектам Федерации примерно пропорционально числу поданных заявок. Когда показываешь данные о коэффициентах прохождения, люди понимают, что предвзятости нет, и участвуют в конкурсах более активно.
Не случаются ли в последнее время задержки с финансированием грантов?
Нет, мы четко все планируем и средства перечисляем вовремя в течение месяца после получения соглашения. Раз усилили требования к грантодержателям надо и самим соблюдать дисциплину. Работаем и над тем, чтобы свести к минимуму бюрократические издержки. Стараемся, например, сократить отчетность. Победители нового конкурса, проводимого с Правительством Москвы, вместо промежуточных отчетов выступят с докладами на конференции. Решения о дальнейшей поддержке проектов будут приниматься по итогам оценки этих сообщений. А участникам конкурса для молодых кандидатов и докторов наук предложили отчитаться хорошими публикациями в рецензируемых журналах.