http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2607546e-5d22-4a5a-b95d-38726eb1bac7&print=1
© 2024 Российская академия наук

СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ: МЫ ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ УСЛОВНО

30.01.2006

Источник: Политический журнал, Беседу вел Андрей ВЕЙМАРН

Поможет ли новая общественная нагрузка пролоббировать интересы российских ученых в высших эшелонах власти

По предложению совета старейшин Общественной палаты РФ на первом же ее пленарном заседании секретарем палаты был единогласно избран видный российский физик, академик-секретарь отделения информационных технологий и вычислительных систем РАН, президент РНЦ "Курчатовский институт", академик Евгений Велихов. Поздравив Евгения Павловича, обозреватель "ПЖ" решил выяснить, поможет ли ему эта новая общественная нагрузка пролоббировать интересы российских ученых в высших эшелонах власти.

- Общественная палата ничего не должна лоббировать, - немного удивился нашему вопросу академик. - Это не ее задача. Для лоббирования науки нужно задействовать совсем другие организации. Например, Совет по науке и образованию при президенте РФ. К тому же сильной комиссии по науке в Общественной палате просто нет. Потому что, к сожалению, в нашей стране практически нет общественных научных организаций. Есть научные общества, но они пассивны. Существуют негосударственные академии, но это ни то, ни се. Они изображают из себя академии, но при этом не являются ни академиями, ни обществами. Американское Физическое общество -очень сильная организация, а об Объединенном физическом обществе России (ОФОРФ) даже в нашей стране знает мало кто из ученых. Не говоря об их зарубежных коллегах. Может быть, потому, что председатель ОФОРФ член-корреспондент РАН Михаил Садовский постоянно находится в Екатеринбурге, а правление общества - в Москве?

Не может взять на себя эту функцию и Российская академия естественных наук. Я дважды подавал заявления о выходе из ее состава, потому что не могу работать в организации, поддерживающей лженауку. Под эгидой "академии" и поныне изучаются "автономные плазмоиды", торсионные поля и другая белиберда, несостоятельность которой давно доказана. Если РАЕН не может от этого избавиться, ее взаимодействие как общественной научной организации с Общественной палатой исключено. Она не вправе представлять науку.

И через Российскую академию наук наше научное сообщество во власти представлено очень однобоко. Ведь не секрет, что средний возраст членов президиума РАН перевалил за 70 лет. К тому же Академию наук отличают слишком сложные иерархический и избирательный процессы.

Думаю, что деятельность Общественной палаты впервые позволит донести голос научной общественности России до руководства страны не через профсоюз, как это происходит сейчас, а напрямую. Ведь представление о науке, созданное с помощью профсоюза ученых, тоже достаточно однобоко. А говорить с властями о науке нужно взвешенно, опираясь на реальные интересы молодого поколения ученых. Найти такой способ, на мой взгляд, - одна из важнейших задач Общественной палаты.

- Но ведь подобная общественная структура в конце прошлого года уже появилась. Это Ассоциация научных работников. Она выступает за развитие российской науки на основе сохранившегося научного потенциала и передовых принципов организации науки в зарубежных странах. В ее состав вошли молодые ученые буквально из всех институтов РАН и многих отраслевых НИИ.

- Рад, что такая ассоциация уже появилась, но с ее деятельностью я пока не знаком. Надо будет посмотреть, что она собой представляет.

- Кроме того, можно привлечь к лоббированию научных интересов в Общественной палате тех ее членов, которые связаны с наукой, хотя представляют в палате общественность другого профиля. Скажем, ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и президента Института образовательной политики Александра Адамского?

- Конечно, можно, но все-таки основная задача этих людей в Общественной палате - представлять образование.

- Ощущаете ли вы уже противодействие с их стороны, о котором предупреждал президент?

- В своем новом качестве, как секретарь Общественной палаты, пока еще не успел. Потому что приступили к работе мы пока еще очень условно. Еще не было ни одного заседания Совета Общественной палаты, всех его членов только-только выбрали.

- А административный штат палаты на вашей стороне? Все-таки их целых 300 человек, и подбирать их будет аппарат правительства...

- Это же обслуживающий персонал - уборщицы и секретарши, эти люди не имеют отношения к существу деятельности Общественной палаты. Они не инструмент влияния на членов Общественной палаты.

- Новая общественная нагрузка, видимо, потребует от вас немало сил и времени. Не пострадают ли от этого Курчатовский институт и другие ваши проекты?

- Конечно, главное для меня -это вопросы существования института. И продвижение других крупных институтских проектов. В том числе и коммерческих. В нашем технопарке около 100 частных компаний, многие из которых созданы сотрудниками нашего института. Бросить все это на произвол судьбы я, естественно, не могу и не хочу. Но 70 лет жизни научили меня так организовать свое время, чтобы хватило на все.