http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=273b6dd1-4573-44d5-a71c-f5acd2de56c6&print=1
© 2024 Российская академия наук

Консолидация Евразии

19.03.2023

Источник: ВЕДОМОСТИ, 19.03.2023, Андрей Конопляник



Профессор, член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике

Сегодняшние проблемы и турбу­лентности в мировой экономи­ке, в частности в европейской энер­гетике, являются результатом на­чала конца «долгого века» (термин Джованни Арриги) доминирования США в глобальной экономике и политике. И началом конца глоба­лизации в ее традиционном пони­мании как процесса осознанного и целенаправленного формирования суверенными государствами общих и взаимоприемлемых правил игры в становящемся все более единым мировом хозяйстве.

Так что же идет на смену амери­канскому «долгому веку» в таком деглобализируемом мире, единая правовая основа которого целена­правленно разрушается? И каково в нем возможное место России? И каковы должны быть рациональные действия нашей страны в рамках формируемого помимо нашей воли, но навязываемого нам трансатлан­тическим сообществом нового ми­ропорядка?

«ВЕК КИТАЯ» ИЛИ «ВЕК ЕВРАЗИИ»?

Основная развилка, на мой взгляд, - будет ли этот новый «долгий век» «веком Китая» или «веком Евра­зии» в деглобализируемом мире. Сторонники есть и у той, и у дру­гой концепции.

В первом случае России будет уготована роль ведомого, одной из «пристяжных» в евразийской упряжке, где единственным «корен­ником», мотором экономического развития выступает Китай. А Россия остается для Китая поставщиком первичных ресурсов, в первую оче­редь энергетических. Не думаю, что такой вариант является привлека­тельным для нашей страны.

Целевым для России, полагаю, дол­жен являться вариант «долгого века Евразии», в котором места России, Китая, Индии, Ирана, Саудовской Аравии, Индонезии и других госу­дарств континента должны опреде­ляться в ходе динамического уторговывания многостороннего баланса интересов сторон. Где ключевые игроки должны играть согласован­ную роль группы «коренников».

Россия, на мой взгляд, может предложить объединительную по­вестку для консолидации всех госу­дарств Евразии. В ее основе может лежать энергетика, ее ключевые традиционные и новые отрасли.

ОБЩАЯ ПОВЕСТКА В ЕВРАЗИИ

Нынешнее внешнеэкономическое развитие страны должно строиться с целью нахождения баланса инте­ресов в рамках формирующегося «Единого Евро-Азиатского энерге­тического пространства» (ЕЕАЭП). С учетом нынешних геополитиче­ских и геоэкономических реалий и с учетом опыта - как позитивно­го, так и негативного - «Большой энергетической Европы» (БЭЕ). Триада приоритетов для РФ в этих новых условиях, на мой взгляд, - энергоэффективность, природный газ, опора на собственные силы через обретение совокупности че­тырех суверенитетов: интеллекту­ального, финансового, технологи­ческого и суверенитета над при­родными ресурсами.

В прошлом внешнеэкономиче­ские связи страны в энергетике развивались преимущественно на пути формирования БЭЕ - геогра­фического пространства, объеди­ненного трансграничной стацио­нарной капиталоемкой крупномас­штабной и весьма протяженной энергетической инфраструктурой, включающей собственно Европу, Северную Африку, Среднюю Азию, Западную Сибирь. То есть лишь за­падную часть Евразии, и это было обусловлено историко-экономиче­скими причинами.

Сегодня и в будущем Россия должна опираться на «три ноги», на три континентальных рынка: внутренний рынок РФ, ЕС и Азию, связав эти три рынка стационар­ной и мобильной инфраструкту­рой. В газе это развитие сетевой инфраструктуры, доминанты се­годняшнего внешнеэкономическо­го развития в Азии в рамках реали­зуемой с 2002 г. «Восточной газо­вой программы», т. е. практическо­го начала «поворота на Восток». Но в дополнение к этому необходимо создавать мобильную инфраструк­туру СПГ - как традиционную мор­скую, так и новую континенталь­ную - для работы на мировом рын­ке, в первую очередь в Азии. Для того чтобы на внешних, экспорт­ных рынках иметь технические возможности работать не только по долгосрочным контрактам, но и в рамках арбитражных сделок.

ОСНОВНЫЕ КОНТУРЫ ЕЕАЭП

Предлагаемая объединительная повестка для партнеров в Евразии - это формирование общей энергети­ческой инфраструктуры ЕЕАЭП. Вот некоторые ее основные контуры:

■ электро- и теплоснабжение, с учетом эмиссионного фактора это газ (сетевой и СПГ), АЭС (стаци­онарные и мини-АЭС морского базирования типа «Ломоносов»), ВИЭ. Без наращивания энерго­снабжения не будет экономическо­го роста, вывода из бедности пере­населенных стран;

■ газ и АЭС используются для цен­трализованного и децентрализо­ванного энергопотребления, ВИЭ

преимущественно для децентра­лизованного внесетевого электро­снабжения. Газ используется для целевого газоснабжения и в каче­стве резервного топлива для ВИЭ;

■ поставки сетевого газа направ­ляются вглубь континентальных районов Евразии. Большие рассто­яния от континентальных место­рождений (РФ, Средней Азии, Ира­на) до центров потребления предо­пределяют необходимость эффекта масштаба для централизованного энергоснабжения, т. е. наличия крупных индивидуальных и/или консолидированных, возможно межстрановых, потребителей. По­требуется межстрановая коорди­нация как производителей (в этом может быть новая роль Форума стран - экспортеров газа), так и потребителей - например, согласо­вание государственных программ газификации как коллективного инструмента борьбы с энергети­ческой бедностью. Это еще один возможный элемент консолидации стран Евразии под общую задачу;

■ поставки крупнотоннажного СПГ осуществляются в основном в при­брежные районы и островные эко­номики Евразии, с существующих (Катар, Малайзия, РФ) и новых цен­тров его производства (в том числе совместных, например РФ - Иран в Персидском заливе) - в конкурен­ции с другими крупными постав­щиками (США, Австралия);

■ поставки малотоннажного СПГ (мтСПГ) в криогенных цистернах для децентрализованного исполь­зования. Средства доставки мтСПГ - в зависимости от имеющейся до­рожной инфраструктуры. При ее отсутствии - грузовые дирижабли, поставляющие мтСПГ в криоген­ных цистернах и танк-контейнерах для модульной газификации объ­ектов различного назначения, раз­ной крупности, разного характера производственного цикла. Этот сценарий применим для районов РФ к востоку от Урала и в Арктиче­ской зоне, а также для других по­добных регионов в Евразии;

■ организационно может приме­няться механизм «проектов обще­го интереса» (по аналогии с соот­ветствующей практикой ЕС) - для формирования новых совместных центров производства и дальней­шего использования газа, сетевого и СПГ, в Евразии.

При консолидации Евразии Рос­сия должна избежать прошлого, «европейского сценария» развития энергетического сотрудничества. Где в рамках цепочки создания сто­имости при наращивании поста­вок нам были оставлены низшие звенья. В свое время предложение «Газпрома» о сквозном участии в газовой цепочке - от апстрима до конечного газопотребления на газовых ТЭС с вхождением в элек­троэнергетику («обмен активами») - было отвергнуто Европой.

Полагаю, именно такой подход должен стать основой энергетиче­ской политики России в Евразии в рамках развернутого понимания «поворота на Восток». Имею в виду «обмен активами» в расширенной и углубленной трактовке, т. е. уча­сти!: российских компаний во всех звеньях производственно-сбы­товых цепочек энергоресурсов вплоть до производства продукции высших переделов при энергетиче­ском и неэнергетическом исполь­зовании энергоресурсов. Причем как при движении вдоль цепочек, так и с выстраиванием с заинтере­сованными и компетентными пар­тнерами таких же совместных от­ветвлений от основных энергети­ческих производственных цепочек в сопряженные и побочные виды производственной деятельности. Обеспечивая взаимопроникнове­ние, взаимоувязку и взаимозависи­мость государств Евразии на осно­ве энергетической составляющей экономического сотрудничества. Ибо без энергии нет развития.-