http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=273b6dd1-4573-44d5-a71c-f5acd2de56c6&print=1
© 2024 Российская академия наук
Профессор,
член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике
Сегодняшние проблемы и турбулентности в мировой экономике, в
частности в европейской энергетике, являются результатом начала конца
«долгого века» (термин Джованни Арриги) доминирования США в глобальной
экономике и политике. И началом конца глобализации в ее традиционном понимании
как процесса осознанного и целенаправленного формирования суверенными
государствами общих и взаимоприемлемых правил игры в становящемся все более
единым мировом хозяйстве.
Так что же идет на смену американскому «долгому веку» в таком
деглобализируемом мире, единая правовая основа которого целенаправленно разрушается?
И каково в нем возможное место России? И каковы должны быть рациональные
действия нашей страны в рамках формируемого помимо нашей воли, но навязываемого
нам трансатлантическим сообществом нового миропорядка?
«ВЕК КИТАЯ» ИЛИ «ВЕК ЕВРАЗИИ»?
Основная развилка, на мой взгляд, - будет ли этот новый «долгий век»
«веком Китая» или «веком Евразии» в деглобализируемом мире. Сторонники есть и
у той, и у другой концепции.
В первом случае России будет уготована роль ведомого, одной из
«пристяжных» в евразийской упряжке, где единственным «коренником», мотором
экономического развития выступает Китай. А Россия остается для Китая
поставщиком первичных ресурсов, в первую очередь энергетических. Не думаю, что
такой вариант является привлекательным для нашей страны.
Целевым для России, полагаю, должен являться вариант «долгого века
Евразии», в котором места России, Китая, Индии, Ирана, Саудовской Аравии,
Индонезии и других государств континента должны определяться в ходе
динамического уторговывания многостороннего баланса интересов сторон. Где
ключевые игроки должны играть согласованную роль группы «коренников».
Россия, на мой взгляд, может предложить объединительную повестку для
консолидации всех государств Евразии. В ее основе может лежать энергетика, ее
ключевые традиционные и новые отрасли.
ОБЩАЯ ПОВЕСТКА В ЕВРАЗИИ
Нынешнее внешнеэкономическое развитие страны должно строиться с целью
нахождения баланса интересов в рамках формирующегося «Единого Евро-Азиатского
энергетического пространства» (ЕЕАЭП). С учетом нынешних геополитических и
геоэкономических реалий и с учетом опыта - как позитивного, так и негативного
- «Большой энергетической Европы» (БЭЕ). Триада приоритетов для РФ в этих новых
условиях, на мой взгляд, - энергоэффективность, природный газ, опора на
собственные силы через обретение совокупности четырех суверенитетов: интеллектуального,
финансового, технологического и суверенитета над природными ресурсами.
В прошлом внешнеэкономические связи страны в энергетике развивались
преимущественно на пути формирования БЭЕ - географического пространства,
объединенного трансграничной стационарной капиталоемкой крупномасштабной и
весьма протяженной энергетической инфраструктурой, включающей собственно
Европу, Северную Африку, Среднюю Азию, Западную Сибирь. То есть лишь западную
часть Евразии, и это было обусловлено историко-экономическими причинами.
Сегодня и в будущем Россия должна опираться на «три ноги», на три
континентальных рынка: внутренний рынок РФ, ЕС и Азию, связав эти три рынка
стационарной и мобильной инфраструктурой. В газе это развитие сетевой
инфраструктуры, доминанты сегодняшнего внешнеэкономического развития в Азии в
рамках реализуемой с 2002 г. «Восточной газовой программы», т. е. практического
начала «поворота на Восток». Но в дополнение к этому необходимо создавать
мобильную инфраструктуру СПГ - как традиционную морскую, так и новую
континентальную - для работы на мировом рынке, в первую очередь в Азии. Для
того чтобы на внешних, экспортных рынках иметь технические возможности
работать не только по долгосрочным контрактам, но и в рамках арбитражных
сделок.
ОСНОВНЫЕ КОНТУРЫ ЕЕАЭП
Предлагаемая объединительная повестка для партнеров в Евразии - это
формирование общей энергетической инфраструктуры ЕЕАЭП. Вот некоторые ее основные
контуры:
■ электро- и теплоснабжение, с учетом эмиссионного фактора это газ
(сетевой и СПГ), АЭС (стационарные и мини-АЭС морского базирования типа
«Ломоносов»), ВИЭ. Без наращивания энергоснабжения не будет экономического
роста, вывода из бедности перенаселенных стран;
■ газ и АЭС используются для централизованного и децентрализованного
энергопотребления, ВИЭ
преимущественно для децентрализованного внесетевого электроснабжения.
Газ используется для целевого газоснабжения и в качестве резервного топлива
для ВИЭ;
■ поставки сетевого газа направляются вглубь континентальных районов
Евразии. Большие расстояния от континентальных месторождений (РФ, Средней
Азии, Ирана) до центров потребления предопределяют необходимость эффекта
масштаба для централизованного энергоснабжения, т. е. наличия крупных
индивидуальных и/или консолидированных, возможно межстрановых, потребителей. Потребуется
межстрановая координация как производителей (в этом может быть новая роль
Форума стран - экспортеров газа), так и потребителей - например, согласование
государственных программ газификации как коллективного инструмента борьбы с
энергетической бедностью. Это еще один возможный элемент консолидации стран
Евразии под общую задачу;
■ поставки крупнотоннажного СПГ осуществляются в основном в прибрежные
районы и островные экономики Евразии, с существующих (Катар, Малайзия, РФ) и новых
центров его производства (в том числе совместных, например РФ - Иран в Персидском
заливе) - в конкуренции с другими крупными поставщиками (США, Австралия);
■ поставки малотоннажного СПГ (мтСПГ) в криогенных цистернах для
децентрализованного использования. Средства доставки мтСПГ - в зависимости от
имеющейся дорожной инфраструктуры. При ее отсутствии - грузовые дирижабли,
поставляющие мтСПГ в криогенных цистернах и танк-контейнерах для модульной
газификации объектов различного назначения, разной крупности, разного
характера производственного цикла. Этот сценарий применим для районов РФ к востоку
от Урала и в Арктической зоне, а также для других подобных регионов в
Евразии;
■ организационно может применяться механизм «проектов общего
интереса» (по аналогии с соответствующей практикой ЕС) - для формирования
новых совместных центров производства и дальнейшего использования газа,
сетевого и СПГ, в Евразии.
При консолидации Евразии Россия
должна избежать прошлого, «европейского сценария» развития энергетического
сотрудничества. Где в рамках цепочки создания стоимости при наращивании поставок
нам были оставлены низшие звенья. В свое время предложение «Газпрома» о
сквозном участии в газовой цепочке - от апстрима до конечного газопотребления
на газовых ТЭС с вхождением в электроэнергетику («обмен активами») - было
отвергнуто Европой.
Полагаю, именно такой подход
должен стать основой энергетической политики России в Евразии в рамках
развернутого понимания «поворота на Восток». Имею в виду «обмен активами» в
расширенной и углубленной трактовке, т. е. участи!: российских компаний во
всех звеньях производственно-сбытовых цепочек энергоресурсов вплоть до
производства продукции высших переделов при энергетическом и неэнергетическом
использовании энергоресурсов. Причем как при движении вдоль цепочек, так и с
выстраиванием с заинтересованными и компетентными партнерами таких же совместных
ответвлений от основных энергетических производственных цепочек в сопряженные
и побочные виды производственной деятельности. Обеспечивая взаимопроникновение,
взаимоувязку и взаимозависимость государств Евразии на основе энергетической
составляющей экономического сотрудничества. Ибо без энергии нет развития.-