http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=276a0441-e601-4da9-84a1-34fdc2546842&print=1© 2024 Российская академия наук
С самим рейтингом можно познакомиться на сайте http://www.timeshighereducation.co.uk. В нем по-прежнему лидируют американские университеты. В десятке лучших их семь, среди первых двухсот - 76 (на один больше, чем в прошлом году). При этом рейтинги 51 американского высшего учебного заведения по сравнению с прошлым годом понижены. На первом месте, как и год назад, - Калифорнийский технический институт. На втором и третьем - Стэнфорд и Оксфорд (они набрали одинаковое число баллов, за год поднявшись на одну позицию). На четвертом месте - Гарвард (на две позиции ниже, чем в 2011 году). На пятом - Массачусетский технологический институт.
Второй страной по количеству университетов, признанных лучшими в мире, стала Великобритания (три в первой десятке, 31 среди первых двухсот). Из других европейских вузов самую высокую позицию занял Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе (12-е место). Среди азиатских - Токийский университет (27-е место). Улучшили свои позиции китайские учебные заведения: Пекинский университет на 46-м месте (год назад был на 49-м), Университет Синьхуа - на 52-м (год назад был на 71-м). Из вузов стран Ближнего Востока в первую половину рейтинга вошли три учебных заведения Израиля, из вузов стран Африки - Кейптаунский университет.
Рейтинг составляется исходя из 13 показателей, каждый из которых вносит определенный вклад в общую оценку:
сумма в расчете на одного работника университета, которую сторонние компании вкладывают в исследовательскую деятельность университета (вклад 2,5%);
отношение количества зарубежных сотрудников к количеству местных (вклад 3%);
отношение количества зарубежных студентов к количеству местных (вклад 2%);
общая репутация (научная деятельность и качество образования) университета по данным опроса 13 388 ученых, проведенного Thomson Reuters (вклад 15%);
отношение количества сотрудников к количеству студентов (вклад 4,5%);
отношение защищенных диссертаций (PhD) к количеству бакалавров, идущих на звание магистра (вклад 2,25%);
отношение защищенных диссертаций (PhD) к количеству сотрудников (6%);
средняя зарплата сотрудника (2,25%);
средняя цитируемость публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований. Подготавливается на основании анализа данных 12 тысяч журналов за пятилетний срок (вклад 32,5%);
научная репутация по результатам опроса ученых (о котором говорилось выше) в конкретных областях (вклад 19,5%);
среднее количество денег, выделяемых на исследования в расчете на одного сотрудника. Эта величина нормализуется по паритету покупательной способности исходя из экономики конкретной страны (вклад 5,25%);
среднее количество опубликованных статей в расчете на одного сотрудника института. Журналы берутся те, что уже упоминались выше (4,5%);
отношение государственных денег ко всему исследовательскому бюджету университета (вклад 0,75%).
Как видим, самый большой вклад в позицию вуза в этом рейтинге делают показатели, связанные с научной работой: средняя цитируемость публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (32,5%), и научная репутация по опросам ученых в конкретных областях (19,5%). Если учесть, что принимаются во внимание публикации только на английском языке и что наука в России - так сложилось исторически - по-прежнему делается не только (или не столько) в университетах, сколько в РАН, практическое отсутствие в глобальном рейтинге наших вузов в общем-то не очень удивляет.
Среди российских ректоров не первый год популярна точка зрения, что глобальные сравнения университетов, подобные Times Higher Education World University Rankings, не учитывают специфики российских вузов и что нужны другие критерии и другие рейтинги. С этой идеей, в частности, не раз выступал глава Российского союза ректоров В.Садовничий. Вот и ректор РУДН Владимир Филиппов после публикации результатов последней версии Times Higher Education World University Rankings в интервью “Русской службе новостей” заявил, что составлять единый рейтинг вузов мира по одним стандартным критериям нельзя: “Это же нонсенс - в один рейтинг ставить аграрные, музыкальные и классические университеты, такой рейтинг не может быть объективным”. Как считает ректор РУДН, зарубежные рейтинги не отражают достижения российской науки в математике и физике, зато учитывают успехи в “слабых и только развивающихся науках”, например в политологии.
К сожалению, объяснения, чем российским вузам не подходит глобальный рейтинг, вряд ли помогут нашим высшим учебным заведениям стать более конкурентоспособными в мире.