http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=27ac3805-c2a0-4b54-b667-3fd1279df2ba&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРЕПОДАВАТЕЛИ СТАНУТ БОГАЧЕ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

27.01.2006

Источник: Известия, КОНСТАНТИН ФРУМКИН

Вчера правительство взялось за выполнение грандиозной по объему задачи

Оно начало заслушивать доклады: министров - о работе министерств и губернаторов - о развитии регионов. Первым рассмотренным на заседании кабинета регионом стал Воронеж, а первым ведомством - Министерство образования и науки. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал, что преподаватель вуза будет получать в 1, 5 раза больше, чем средний россиянин.

Если сегодня зарплата преподавателя вуза примерно на 10% ниже, чем средняя зарплата по стране, то к 2008 году преподаватель должен получать на треть больше, чем средний россиянин, а к 2010 году - уже в 1, 5 раза больше. Для остальных педагогов повышение зарплаты будет чуть ниже - с 66 до 75% от среднероссийской зарплаты. Ученые должны получать на треть больше, чем средние труженики.

Большой критики доклад Фурсенко не вызвал, однако вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов потребовал, чтобы в РАН был создан "коммерческий сектор", более того надо учредить некий холдинг, объединяющий ту часть прикладной науки, которая может существовать на самоокупаемости.

Управлять этим холдингом должна Академия наук, и бизнес, по мнению Некипелова, должен вестись "на акционерных началах".

Ректор МГУ Виктор Садовничий потребовал оснастить университеты приличным лабораторным оборудованием. "Мы можем потерять планку нашего образования", - пригрозил ректор. Кроме того, Садовничий обратил внимание, что страны СНГ "тянутся" к России и нужно принять к меры к увеличению доли студентов из СНГ в российских вузах. "Программа увеличения влияния российского образования на образование стран СНГ практически отсутствует", - пожаловался глава МГУ

Министр культуры Александр Соколов воспользовался обсуждением вопросов образования, чтобы сказать о наболевшем. Соколов напомнил, что он не только министр, но и завкафедрой консерватории, после чего поведал правительству "печальную повесть": обладатели творческих специальностей, например музыканты и танцоры, получают послевузовское образование, но никаких международно признанных документов о его прохождении им не выдают, поскольку в России ученые степени присваиваются только после защиты диссертации, а пианисты и балерины хотя и совершенствуют свое мастерство, но диссертаций не пишут.

Наконец, итоги подвел вице-премьер Александр Жуков. Он начал с того, что "доклад Фурсенко весьма удачный как по существу, так и по форме", но затем сразу перешел к критике и заметил, что "доступность образования растет, но качество образования не улучшается". В докладе Андрея Фурсенко вообще нет показателей, оценивающих качество образования. Сам Жуков предложил рассматривать в качестве таких показателей, во-первых, удовлетворенность работодателей квалификацией специалистов и, во-вторых, долю выпускников вузов, устроившихся по специальности.