ТРУДЫ НОВОСИБИРСКИХ УЧЕНЫХ ПОПАЛИ В АМЕРИКАНСКИЙ УЧЕБНИК
03.07.2019
Источник: SIBKRAY.RU, 03.07.2019
Исследование новосибирских нейробиологов и генетиков,
посвященное проблеме совершения жестоких преступлений в нашем обществе, заняли
в американском учебнике достойное место наравне с трудами Чарльза Дарвина,
Томаса Куна, Томаса Гоббса и других известных ученых и философов мира.
Опубликованное ранее открытие новосибирских нейробиологов и генетиков было
включено в очередное, десятое издание классического американского учебника по
криминалистике для студентов «Criminology: Explaining Crime and its Context».
Как сообщает пресс-служба НГУ, за последние два десятка лет это единственный
полностью выполненный в России научный труд, который был включен в выдержавший
множество изданий зарубежный криминологический учебник такого уровня. Исследование
новосибирских ученых, которое посвящено проблеме совершения жестоких
преступлений в нашем обществе, цитируется в учебнике наравне с трудами Чарльза
Дарвина, Томаса Куна, Томаса Гоббса и других известнейших ученых и философов
мира. Само исследование было выполнено в Новосибирском государственном
университете, Институте цитологии и генетики и других институтах СО РАН, а
статья новосибирских ученых была опубликована в ведущем международном
криминологическом журнале «Journal of Criminal Justice» в 2015 году. «Эта
работа является ярким примером междисциплинарного исследования, которое было бы
невозможно выполнить без каждой из отраслей наук, задействованных в нем, — криминалистики,
психологии и психиатрии, молекулярной нейробиологии, медицинской генетики, а
также методов современной прикладной статистики, − отметил ректор
Новосибирского государственного университета Михаил Федорук. − А сам факт
включения результатов в американский учебник такого уровня подтверждает
признание международным сообществом и ведущими зарубежными специалистами
Новосибирска как научного центра мирового уровня и в области генетики, и в
области современной математики». Один из соавторов статьи Петр Меньшанов,
нейробиолог кафедры физиологии НГУ, считает, что на Западе, в связи с активным
развитием генетики в последнее время стала избыточно популярной гипотеза о том,
что подавляющее большинство преступлений тесно сопряжено с генами,
ответственными за развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Мы
лишь продемонстрировали, что многие жестокие и тщательно спланированные
преступления, приведшие к убийству, никак не связаны с данным синдромом. У
таких «хладнокровных» злоумышленников не наблюдается импульсивной агрессии, и
растут они у социально благополучных родителей. В то же время у этих
преступников хорошо развита «холодная», спланированная агрессивность, наличие
которой тесно сопряжено с некоторыми малоактивными формами рецептора дофамина
DRD4 (Мутации в этом гене связывают с различными изменениями в поведении,
например, с дисфункцией вегетативной нервной системы, синдромом дефицита
внимания / гиперактивности и т.д. − прим. ред.) у таких лиц. Поэтому нельзя
просто взять данные медицинской карты или генетического анализа, посмотреть
наличие у человека гиперактивности или определенных аллелей генов и сказать –
виновен! Обвинять на основании генотипа категорически нельзя», − объяснил Петр
Меньшаков. Ученый также отметил, что гены лишь создают исходную почву, на
которой формируется личность. А вот как эта личность сформируется, какими
мотивами, какими стремлениями эта личность будет обладать − в первую очередь
определяет окружающая среда. И только сбалансированный подход между обучением
базовым знаниям, применением новых цифровых методов педагогики и классическим
школьным воспитанием может сформировать полноценного, критически мыслящего
человека, который будет выбирать недеструктивные, полезные и для самого
индивида, и для общества пути реализации собственных желаний. Именно поэтому
текущий подход сбалансированного сочетания обучения и воспитания, который
выбрало и планомерно внедряет в школы Министерство просвещения, абсолютно корректен.
«По возможности поведение детей необходимо исправлять не таблетками, которые
лишь на время корректируют работу рецепторов, а немедикаментозным путем – через
тренировку внимательности, памяти, воспитание и развитие самоконтроля. Будущие
исследования покажут, насколько популярные на Западе таблеточные методы
коррекции гиперактивности влияют на развитие креативности и гибкости мышления»,
− заключил новосибирский ученый. Отметим, что ранее подобного успеха добился
другой российский ученый, лауреат премии президента России в области науки и
инноваций для молодых ученых Иван Оселедец, чьи результаты также вошли в
классический зарубежный учебник по математике.