http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=28041eba-f72d-4f68-8205-96a12c950761&print=1
© 2024 Российская академия наук

РОССИЙСКАЯ АСПИРАНТУРА НА ГРАНИ УМИРАНИЯ

20.11.2014

Источник: Политобразование, Марина Петрова

О проблемах аспирантуры в России

Нам казалось, что в наших последних материалах мы осветили основные сегодняшние проблемы всех уровней системы российского образования, но изучая отчет «о реализации государственной политики в сфере образования», который министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов представил депутатам в рамках парламентского часа 12 ноября (об этом мы писали в статье «Министр Ливанов: в российском образовании все хорошо. Депутаты: министра в очередной раз в отставку»), мы обнаружили, что в этом докладе ни слова не было сказано про аспирантуру. И мы про нее тоже забыли! Между тем, ситуация в этом сегменте системы образования складывается критическая.

Готовя эту статью, мы решили посмотреть в интернете, что такое аспирантура вообще. На первой позиции на запрос «аспирантура – это» под рубрикой «реклама» выпала строка «Диссертация на заказ и под ключ» (http://realscience.org/). Профанация началась с самого начала. Кстати, многообещающе звучит перевод названия сайта – «реальная, настоящая наука». Его создатели обещают не только написание работы, но и «продвижение с гарантией защиты». Однако они, наверное, не знают о том, что скоро их услуги никому не понадобятся.

Так что же такое аспирантура – явление, присущее сугубо советскому образованию? Читаем в Википедии: «Аспирантура — форма повышения квалификации лиц (в Российской Федерации — один из уровней высшего образования) с целью подготовки их к соисканию ученой степени кандидата наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук».

Обратите внимание на замечание в скобках – «один из уровней высшего образования». Это нововведение, вступившее в силу совсем недавно, в прошлом году. Но это определение не учитывает последние инициативы чиновников, регламентирующих деятельность высшей школы.

Итак, все по порядку. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым в нашем образовании все было поставлено с ног на голову. (Мы об этом не раз писали). Особенно разрушительно эти изменения повлияли на подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру. Теперь аспирантура – это не послевузовское образование, не форма подготовки высших научных кадров, как было раньше, а третий уровень высшего профессионального образования. Смотрите: первый уровень – бакалавриат, второй – магистратура и специалитет, третий – аспирантура (глава 2, статья 10 нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Другими словами, специалитет и магистратура по закону перестали быть полным профессиональным высшим образованием, не говоря уже о бакалавриате!

Пока стандарты обучения аспирантов только разрабатываются, но уже известно, что особую роль будет играть практика. Специалисты Рособрнадзора при осуществлении контроля повышенное внимание будут уделять именно организации практики в вузах. При этом обучение аспирантов в вузах будет осуществляться точно так же, как студентов магистратуры, – при кафедрах на факультетах. (Что станет с академической аспирантурой – вообще непонятно). Обучаясь в аспирантуре, они будут выполнять учебный план в соответствии с программами профессионального обучения, затем проходить ежегодную аттестацию, а в конце третьего года обучения – защищать выпускную квалификационную работу.

Обратите внимание не диссертационное исследование, а какую-то работу. Она не только не представляет собой хоть какой-то эквивалент кандидатской диссертации, но и может быть совершенно не связана с темой диссертации. Однако ее защита будет означать успешное окончание аспирантуры. После этого бывший аспирант получает диплом, в котором проставляется квалификация аспиранта: «исследователь» или «преподаватель-исследователь» (а не научное звание). Причем форму диплома может разрабатывать учреждение, в котором обучался аспирант, самостоятельно. А уже с этим документом он готовит кандидатскую диссертацию и представляет ее в диссертационный совет для защиты.

Еще одно новшество состоит в том, что аспирант в период обучения теперь будет получать значительную подготовку по педагогическим специальностям, предусмотренным учебным планом (ведь окончившие аспирантуру будут в большей степени преподавателями, а не исследователями). Предполагается, что это облегчит им в будущем возможность трудоустройства на педагогические должности в образовательных учреждениях, а государство получит дополнительных «ученых» учителей.

Если подойти к вопросу со всей объективностью, то следует признать тот факт, что и в советское, и уж тем более в российское время, количество закончивших аспирантуру и количество защитивших диссертации, значительно разнилось. Эксперты отмечали, что для выправления ситуации, особенно обучающихся по техническим специальностям, продлевали «зачетный срок» на два-три года, для того, чтобы у аспиранта было время подготовить не только теоретическую часть, но и практическую. Но это не помогло, и разница все возрастала. По данным Счетной палаты, количество защитившихся по итогам обучения в период 2010-2013 гг. варьируется от 29 до 33 процентов.

Вот инициаторы реформы системы образования (чтобы не портить общую и так далеко не блестящую картину) и нашли выход из положения: взяли и не включили по новому стандарту защиту кандидатской диссертации в обязательную программу аспирантуры. Пусть аспирантам будет лучше! Или хуже?

Знаете, сегодняшним аспирантам вообще не позавидуешь: в этой сумятице и неразберихе они совершенно не знают, на что ориентироваться: вводные сыпятся как гречка из банки. На состоявшемся в конце сентября семинаре по вопросам реализации научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России), образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации, то есть аспирантов, референт департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Марина Соколова с гордостью сообщила собравшимся, что она принесла с собой 44 министерских приказов и инструкций. Однако в процессе обсуждения выяснилось, что руководящих документов еще больше – 53.

И это в условиях, когда основополагающие документы – федеральные государственные образовательные стандарты по всем образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров еще не разработаны. Кстати, эту претензию к Минобрнауки и Высшей аттестационной комиссии (ВАК) предъявила и Счетная палата. Как заявил аудитор Александр Филиппенко, «результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о наличии ряда существенных недостатков в системе государственной аттестации научных и научно-педагогических работников». Среди наиболее существенных замечаний — крайне низкая эффективность работы аспирантуры (см. выше), неоправданная задержка с разработкой стандартов и резкое сокращение числа диссертационных советов (на 25 процентов) без адекватной методической и разъяснительной работы.

Что касается последнего тезиса, то это отдельный вопрос и о нем чуть ниже. Пока же поговорим немного об интересном новообразовании — Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО России). Этот федеральный орган исполнительной власти был создан в рамках реформы Российской академии наук и теперь осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом, находившимся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Агентство подчиняется Правительству РФ.

Напомним, что в 2013 году Минобрнауки инициировало реформу РАН (о чем мы много писали), которая юридически вылилась в федеральный закон от 27 сентября 2013 года. Согласно ему, РАН должна была объединиться с академиями медицинских и сельскохозяйственных наук; одновременно организации, входящие в академии, и их имущество должны быть переданы в управление новому органу федеральной власти — тому самому ФАНО.

Чуть позже стало известно, что агентство будет управлять не только имуществом, принадлежавшим бывшим учреждениям РАН, но и всем имуществом научных организаций России с оговоркой, что в ведении Минобрнауки оставят в вузах только науку. И уже в начале 2014 года Дмитрий Медведев утвердил список 1007 учреждений, переходящих в подчинение ФАНО.

И вот эта новоиспеченная организация, вроде бы никакого отношения не имеющая к науке и образованию, в конце сентября собирает семинар по вопросам реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации, то есть аспирантов, на который приглашаются среди прочих чиновники из Минобрнауки и заведующие отделами аспирантуры академических институтов.

Последние, кстати, открыто говорят о том, что академическая аспирантура умерла, суть обучения в аспирантуре заместилась на бюрократическую справку (см. выше), смысла обучаться в аспирантуре больше нет. И сейчас происходит прямая профанация идеи аспирантуры!

У собравшихся возник закономерный вопрос о том, с чем собственно аспирант, подготовивший диссертацию, должен выходить в ВАК: с диссертацией или с дипломом об окончании аспирантуры? Чиновники от образования отвечают: – с удостоверением о сдаче кандидатских экзаменов. Именно такой ответ получили участники семинара. Даже у людей, не имеющих отношения к высшей школе, а просто тех, кто умеет мыслить логически, закрадывается мысль о том, что не посходили ли эти чиновники с ума.

Судя по их поступкам, очень похоже. А как иначе назовешь решение ВАК при Минобрнауки сократить порядка трети всех существующих диссертационных советов в России. В общей сложности предлагается из 2 тыс. 522 действующих на 1 октября этого года в российских университетах и НИИ диссоветов оставить только 1 тыс. 708 (67%). Оптимизацию планируется провести в 2015 году. При этом рекомендовано 444 диссовета закрыть, а 555 — объединить с другими, более сильными профильными советами.

Будет сокращена половина диссертационных советов по педагогике и психологии и столько же — по отраслевой и региональной экономике. При этом четверть этих диссоветов будет закрыта в принципе (88 или 24% от общего числа на данный момент), 192 будут объединены с другими диссоветами, лишь 82 продолжат свою работу. Значительные сокращения ждут также медико-профилактические науки — предлагается оставить 66 из 103, и информатику — 166 из 216 (полностью закроют 19%). Немного мягче ситуация по другим специальностям: диссоветов по праву останутся 66 из 73, по истории — 61 из 74, по экономической теории, финансам и мировой экономике — 113 из 138, по политологии — 46 из 48, по неорганической химии — 62 из 75, по физике — 225 из 241.

Как сообщил в конце октября председатель ВАК Владимир Филиппов, комиссия на основе рекомендаций своих экспертных советов в ближайшее время направит документы в Минобрнауки, которое издаст приказ о прекращении деятельности диссоветов. Затем в течение 6 месяцев с даты издания приказа их деятельность будет свернута.

В более выгодном положении, как обычно, оказались два столичных университета — МГУ и СПбГУ. Со следующего года они сами смогут присваивать степени кандидата или доктора наук МГУ или СПбГУ. Более того, вузам разрешат самим формировать перечень требований к обоим званиям, а также организовать выдачу соответствующих дипломов. По словам президента РАН и члена ВАК Владимира Фортова, «подобная система действует на Западе, и сегодня предлагается реализовать ее и в России». Однако для начала необходимо укрепить ВАК, посмотреть, как он будет работать с МГУ и СПбГУ, а потом уже думать, как это применить к другим вузам.

Хотя ранее, в октябре прошлого года Минобрнауки и ВАК объявили, что начнут эксперимент, в рамках которого от 15 до 50 вузов получат право присуждать научные степени в упрощенном порядке. Планировалось, что министерство проведет открытый конкурс среди вузов или научных организаций для получения соответствующих полномочий, однако идею решили распространить лишь на два учебных заведения.

Добавим, что информация и в печатных, и в электронных СМИ о проводимых и грядущих изменениях в деятельности аспирантуры крайне скудна, мы ее собирали по крупицам. Но если и появляется, то крайне печальная для аспирантуры. Например, говорящее название дали своей статье корреспонденты «Независимой газеты» — «Не догма, а руководство к бедствию» с подзаголовком «Академическая аспирантура умерла неестественной, но быстрой смертью».

Однако давайте особо отметим слова Владимира Фортова: «подобная система действует на Западе» и проведем параллель с другими уровнями образования. С Запада в школьное образования пришли ЕГЭ, и образованных школьников через какое-то время, можно сказать, не стало. В высшую школу оттуда же медленно, но уверенно прибыла болонская система с ее кредитами, бакалаврами и магистрами, и вузы перестали выпускать специалистов во всех смыслах этого слова. Только слепой не увидит присутствия логики разрушения. Оставалась аспирантура как источник высококвалифицированных научных кадров, которые должны были сократить катастрофическое отставание науки нашей страны от высоких технологий того же Запада. Но и ее постигла реформа по принципу «как на Западе». Кстати, слово аспирант происходит от латинского aspirans — «стремящийся к чему-либо». Получается, что кому-то нужно, чтобы в нашей стране не стало образованных школьников, высококлассных выпускников вузов, а теперь уже и высококвалифицированных научных кадров? Не хочется думать, что ждет Россию, если этот жестокий эксперимент над российским образованием не прекратится.