http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=283c0ff4-a507-4da5-8690-49b5be33ba79&print=1© 2024 Российская академия наук
За 2008/2009 учебный год аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассмотрела 1922 заявления высших образовательных учреждений на государственную аккредитацию. Результаты рассмотрения по праву можно назвать позитивными. Из почти двух тысяч заявлений отрицательные решения были приняты лишь по 18.
Аккредитационная коллегия - это коллегиальный орган, который рассматривает итоги конкурсных проверок вузов при подаче ими заявки на аккредитацию. В результате проверки качества образования вузу присваивают статус института, академии или университета и определяют уровень реализуемых им программ. Коллегия проводит подробный анализ деятельности каждого образовательного учреждения, представившего свое заявление на государственную аккредитацию, с точки зрения его соответствия или несоответствия тем или иным требованиям законодательства.
Достоинства разные, недостатки одни
Образовательные учреждения обращаются за государственной аккредитацией раз в пять лет, это максимальный срок, на который она выдается. "В этом году из подавших заявку на аккредитацию есть как вузы в целом, так и их филиалы, а также отдельные новые образовательные программы. В одном заявлении могут быть просьбы аккредитовать сам вуз, его филиалы и образовательные программы", - рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова.
Кроме вузов в этом году за аккредитацией обратились 270 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 16 образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, 3 научные организации, а также 10 дошкольных и школьных образовательных учреждений, расположенных за рубежом, приводит статистику глава Рособрнадзора.
За 2008-2009 гг. восьми образовательным учреждениям и двум филиалам отказано в государственной аккредитации полностью, двум вузам отказано в новом государственном статусе, а пяти образовательным учреждениям и одному филиалу отказано по образовательным программам по причине несоответствия содержания и качества образования госстандартам. В частности, пять университетов стали академиями. Это Барнаульский государственный педагогический университет, Иркутский государственный педагогический университет, Самарский государственный областной университет имени М.В. Наяновой, Международный независимый эколого-политологический университет, Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова. Эти вузы в ходе комплексной проверки не подтвердили свое право называться университетом и вышли на аккредитационную коллегию с предложением подтвердить им статус академии.
Университет - это многопрофильное образовательное учреждение, где фундаментально преподают разные науки. В университете может быть и медицина, и философия, но они преподаются качественно, фундаментально. "Сегодня университетами называются все кому не лень. У нас есть железнодорожные университеты, сельскохозяйственные университеты, список можно продолжать бесконечно. Конечно же многопрофильностью такие образовательные учреждения редко отличаются", - утверждает Любовь Глебова.
Недостатки отечественных альма-матер в основном однообразны: показатели деятельности не отвечают критериям аккредитации, названия образовательных учреждений не соответствуют государственному статусу, студенты в недостаточной степени осваивают учебные дисциплины, а также зачастую не хватает кадрового и материально-технического обеспечения для соответствия государственным стандартам. "Типичным, достаточно часто встречающимся нарушением деятельности образовательных учреждений в первую очередь является недостаточный уровень освоения студентами программного материала по учебным дисциплинам. Это, пожалуй, самый большой блок вопросов, который требует более тщательного подхода, - отмечает Любовь Глебова. - В следующем учебном году будут введены новые аккредитационные показатели и сформированы для них новые критериальные значения. Над этим мы работаем уже год. В течение месяца в Министерство образования и науки уже будет внесен проект соответствующего приказа".
Аккредитационная коллегия в этом году работала очень активно и рекомендовала Рособрнадзору провести разного рода контрольные и надзорные мероприятия в 40 вузах и 15 филиалах. В частности, служба проверит усвоение студентами программного материала по конкретным образовательным программам, а также показатели деятельности образовательного учреждения, установленные для государственной аккредитации. А для ряда руководителей вузов по итогам работы коллегии уже подготовлены замечания.
Отнять лицензию непросто
Сегодня государственных и негосударственных вузов в России равное количество. Однако соотношение студентов в них непропорционально их числу: 80% обучаются в государственных вузах и лишь 20% - в негосударственных образовательных учреждениях. Цифры легко объяснимы: именно последние чаще всего лишаются лицензий.
В 2008-2009 учебном году учредители вузов сильно активизировались в плане приведения деятельности своих учебных заведений к стандартам качественного образования. "Мы надеемся на то, что этому во многом способствуют меры Рособрнадзора. На сегодняшний день многие учредители сформировали определенную стратегию по отношению к своим образовательным учреждениям. Они намерены оптимизировать сеть высших и средних специальных учебных заведений, которые связаны с закрытием филиалов, со слиянием нескольких образовательных учреждений в одно. Безусловно, мы считаем это самым главным результатом нашей работы", - заявляет Любовь Глебова.
Конечно, оптимизацией учебных заведений занимаются учредители. Представление о том, что "чистка" образовательных учреждений - удел только Рособрнадзора, - это миф. Федеральная служба лишь способствует тому, чтобы учредители имели объективную картину качества образования в их учреждениях. "Наша задача в нахождении несоответствий законодательству, мы решаем, насколько статус государственного учреждения соответствует действительности, и выписываем предписания по устранению выявленных недостатков и исполнению замечаний. В прошедшем учебном году мы усилили работу по контролю за исполнением предписаний, что привело к появлению множества ситуаций, связанных с тем, что неисполнение предписаний вовремя влечет за собой либо приостановление действия лицензии образовательного учреждения, либо обращение к учредителю с просьбой разобраться, либо даже направление в прокуратуру необходимых материалов для проведения другого рода расследования", - очерчивает круг функций своего ведомства глава Рособрнадзора.
Действительно, в предвзятости Рособрнадзор не обвинить. Между обнаружением недостатков и отзывом лицензии может пройти не один месяц. Процедура контроля за условиями образовательной деятельности довольно длительная. Сначала вскрываются недочеты, затем выдается предписание по их устранению, на исполнение которого дается полгода. Если в течение этого срока перемен к лучшему не произошло, Рособрнадзор приостанавливает действие лицензии вуза. И в этот период учебное заведение еще может устранить недостатки, не позволяющие вести образовательную деятельность. Если и за это время ничего не было сделано, то лицензии вуз, конечно, уже лишается.