ЛУННЫЕ ВРАТА МАРСА

21.08.2012

Источник: Наука и технологии России, Огнёв Алексей

-

Пока Curiosity обживается на Красной планете и проходит проверку оборудования, о надеждах на миссию и перспективах отечественной ракетно-космической отрасли мы побеседовали с Игорем Митрофановым. Под его руководством был создан прибор «Динамическое альбедо нейтронов», установленный на марсоходе для поиска воды в толще инопланетного грунта.

Игорь Митрофанов: «Надо вынести всякие гадкие производства на Луну и больше не убивать голубое небо и зелёную траву родной планеты» Справка STRF.ru:

Игорь Георгиевич Митрофанов – заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук

Астрономические суммы

Марсианская миссия обошлась в 2,5 миллиарда долларов. Не роскошь ли тратить такие средства на межпланетные перелёты, когда проблем хватает и на Земле?

– В пересчёте на душу населения в США это просто смешные деньги. Американцы подобные аргументы хорошо отточили. В день высадки Чарльз Болден, руководитель NASA, сказал на пресс-конференции: «Население нашей страны – 250 миллионов человек. Можно сказать, что каждый гражданин Соединённых Штатов заплатил за полёт Curiosity по 10 долларов. Считайте, что сходили на премьеру блокбастера. Мы ведь вам хорошее кино показали?»

В государственном масштабе сумма действительно небольшая – если сравнивать, скажем, с тратами на войну в Афганистане. Но с точки зрения бюджета NASA деньги серьёзные. Ради Mars Science Laboratory закрывали другие проекты. Например, остановили участие США в европейской программе ExoMars.

С другой стороны, все деньги остались на Земле. Они на Марс не улетели. Фактически была сделана огромная инвестиция в развитие высоких технологий.

Этого многие наши начальники не понимают. Чтобы дети были хорошие, должна быть любовь. Чтобы появились высокие технологии, должно быть любопытство. Нельзя просто посадить ребят в «Сколково», сказать: «Вот вам красивый дом, давайте делать тут высокие технологии».

Посмотрите внимательно на историю науки. Никто никогда в естествознании не мог предсказать пользу от тех или иных открытий. Доходило до казусов. Когда Курчатов перед войной в ленинградском Физтехе рассказывал про деление урана, его выругали и запретили заниматься этой тематикой. Полагали, что она никакого отношения не имеет к обороне, а Курчатову следует заняться ударопрочными стеклами.

Обязательно надо идти на Марс. Никто никогда не сможет предсказать, что мы там найдём. Но если нас там не будет, то будут другие. А мы будем за ними по CNN смотреть.

Абсолютно глупо рассуждают те, кто говорит: «Знаете, давайте мы так далеко не попрёмся, ничего там толком нету». Если бы так рассуждали наши предки, мы бы так и остались между Окой и Волгой. Из-за того, что наши предки «потащились» за Урал, а отвязанные европейцы «потащились» через Атлантику, у нас есть Сибирь и в мире есть такая страна, как США.

Зараза с Марса

Какие надежды вы возлагаете на Curiosity?

– По-моему, обязательно должен быть решён вопрос о жизни на Марсе. Ранний Марс и ранняя Земля – два близнеца: тёплые океаны и моря, толстая атмосфера. Важно сравнить две формы жизни, если, конечно, там она тоже возникла.

Американцы в этом плане очень осторожны. На одном совещании я слышал такую директиву: никаких утверждений про поиск жизни. Они говорят аккуратнее: проверить возможность обитаемости Марса в прошлом и настоящем.

Посадка произошла в кратере Гейла – это дно высохшего моря. Если там была примитивная жизнь, в донных отложениях должны быть её признаки. Приборы стоят на борту хорошие, они вполне могут их найти.

А дальше?

– Прежде всего, нужен подробный анализ биологического вещества. Ясно, что какой бы ни был марсоход хороший, точность его приборов не так велика, как в земных лабораториях. Но ведь на Землю эти бактерии страшно везти! Вдруг мы тут всех заразим, какая-нибудь гадость по планете расползётся, уничтожит наши замечательные леса Амазонки или, не дай Бог, на людей нападёт. Какой был шум по поводу птичьего гриппа! А тут может быть зараза похлеще…

Где же исследовать биоматериал, если не на Земле?

– Либо на Луне, либо на МКС. Ведь орбитальные станции изначально и задумывались как первый шаг к освоению дальнего космоса. И мы наконец начнём понимать, зачем нам МКС. В принципе возродится огромный интерес к космосу. И военные подтянутся, и промышленность, и бизнес. Умные ребята пойдут в науку. И представьте себе – им там будут больше платить, чем в бизнесе! Поэтому следом в науку пойдут ещё более умные!

Задний двор на Луне

Допустим, миссия Curiosity пройдёт успешно, но буднично, без сенсаций с обнаружением микроорганизмов. Есть тогда у россиян шанс на покорение Марса? Роскосмос пока планирует сосредоточиться на освоении Луны…

– Я сам горячий сторонник приоритета Луны! Это конкретная синица в руках. Но я категорически не согласен с теми, кто начинает спорить: «Луна или Марс?» Эти споры неправильные и бесплодные. В стратегической перспективе – конечно же, Марс! Но человек лететь на Марс сегодня не может.

Почему?

– Мешают солнечные вспышки со смертельным уровнем радиации. Защита от опасного излучения будет слишком массивной для межпланетного аппарата. Единственный выход – лететь быстро. На две недели солнечные физики смогут точный прогноз составить и пообещать, что вероятность солнечной вспышки будет пренебрежимо мала. Сейчас аппарат летит на Марс восемь месяцев. Таких долгосрочных прогнозов мы пока делать не научись. А на Луну можно лететь за три дня. Американцы летали на Луну, и россияне готовы лететь. Не в том смысле, что завтра полетим, но все нужные технологии у нас есть.

Для чего человечеству осваивать Луну?

– Она обязательно должна стать площадкой индустриализации. Надо сделать наш естественный спутник рабочим задним двором, вынести туда всякие гадкие производства и больше не убивать голубое небо и зелёную траву нашей родной планеты. Уставьте Луну солнечными батареями! Или поставьте радиоизотопные источники, пускай они там работают. И производите высокочистые кристаллы для суперкомпьютеров на Луне. А потом уже везите сюда. И озёра не отравляйте.

Конечно, прибыль от инвестиций в лунную программу придёт минимум через два-три поколения. Но прогресс неумолим. Все сейчас стремятся на Луну. Даже индусы и китайцы.

Представляете, какие громадные ракеты надо сделать и сколько таких ракет запустить, чтобы добраться до Марса? Гораздо легче на Луне их собирать и оттуда запускать. Гравитационная яма Земли по сравнению с Луной гигантская. И атмосферы там нет, поэтому взлетать и садиться проще. Недавно мы нашли там воду. Так что пожалуйста: вырабатывайте водородное топливо прямо на Луне – и вперёд, на Марс!

Космос и власть

Перенесёмся теперь из будущего в настоящее. Буквально на следующий день после высадки Curiosity на Марсе Россия потеряла ещё два спутника. Почему Штатам сопутствует успех, а у нас просто лавина космических крушений?

– Чтобы не было катастроф, нужна личная ответственность. Образно говоря, проектировщик моста должен стоять под ним, когда пойдёт первый поезд. И рядом с ним должен стоять прораб – тот, кто этот мост строил.

Это же абсолютное безобразие, что «Фобос-Грунт» погиб на орбите, где летает МКС и сотня других аппаратов! Просто головотяпство! Ладно бы мы в неизведанное устремились – и нас в чёрную дыру засосало. Нет, «Фобос» погиб на рутинном этапе.

В чём молодцы американцы? Они работают скрупулёзно по регламенту. Иногда это раздражает, но в целом я перед ними преклоняюсь. Именно строгость регламентных работ и соблюдение требований технологии предохраняет от рисков и неудач.

Может быть, дело ещё и в том, что после перестройки космос исчез из числа государственных приоритетов?

– На мой взгляд, в период ранних реформ девяностых годов космическая отрасль в России проскочила точку разумного баланса. В семидесятые годы космос в СССР рассматривался как высший приоритет. Однако его военно-политическая значимость была слишком завышена. Эта неадекватность шла в ущерб общему развитию страны. Иногда немереные деньги тратили просто так, на всякий случай. Зачем, например, делали «Буран»? Ведь «Шаттл» был ошибкой, сейчас это все понимают. Зачем её было повторять? Огромные деньги выбросили, судьбы угробили…

Так что развенчивание космического ажиотажа – это правильно. Но в 90-е годы произошла другая ошибка: то ли от непонимания, по молодости, то ли со страху, что людей будет нечем кормить. «Младореформаторы» сказали: рынок всё расставит по своим местам. Но есть такие отрасли, где эта формула не работает. И космос бросили фактически на произвол судьбы. У многих людей из нашей отрасли, и у военных в том числе, возникло ощущение, что они никому не нужны – и вообще всё пропало. Возник мощный отток интереса.

Но сейчас мы наблюдаем постепенное возвращение на оптимальный уровень. Финансирование научного космоса, по-моему, нормальное. Уже есть коммерческий космос. Люди готовы платить за ГЛОНАСС. Хотя если увидят, что GPS лучше, – не будут платить…

Думаю, Россия восстановит свою лидирующую роль в освоении космоса только после того, как это станет задачей президента. Надо, чтобы наша законодательная и исполнительная власть волновалась о космосе, как Кеннеди в 1961 году, когда он рассердился на СССР за полёт Гагарина и стукнул кулаком по столу: «Будем на Луне до конца 70-х годов!»

 



©РАН 2024