http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=285c5a72-d216-42be-9a1e-29742490ffc7&print=1© 2024 Российская академия наук
Контролировать из Москвы каждую диссертацию невозможно и не нужно, считает председатель ВАК Михаил Кирпичников.
В академической и вузовской среде обсуждают свежеиспеченную новость: ВАК не сегодня завтра упраздняется, а защиты диссертаций и присуждение ученых степеней отдают на откуп университетам и научным организациям.
Что тут правда, а что заведомое преувеличение, и откуда "дым" пошел, мы выясняли у сотрудников Рособрнадзора и председателя Высшей аттестационной комиссии академика Михаила Кирпичникова.
О том, что в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров, сложившейся в нашей стране, нужны не косметические, а "институциональные", как их называют в руководстве ВАК, перемены, говорилось не раз, в том числе и со страниц "РГ". Напомню лишь некоторые публикации: "Возведение в степень: полномочия разделили", "Фабрике знаний - свой ОТК", "ВАК переехал на улицу Правды", "Право на защиту", "Уже не студент, еще не ученый".
Новый всплеск интереса к теме вызвали скандальные подробности возведения в степень главаря кущевской банды Сергея Цапка в одном из диссертационных советов при Южном федеральном университете ("Кандидат в бандиты", "Мы, ниже приседавшие" - "РГ", 03.12.2010 и 13.12.2010 гг.). Обстоятельства случившегося мы подробно анализировали с участием специалистов Федеральной службы по надзору в сфере образования. И пришли, увы, к неутешительному выводу.
Никакие барьеры и новые регламенты не могут остановить стремление граждан с деньгами и/или административным ресурсом возвыситься в глазах своего окружения тщеславной припиской на визитке: "кандидат", а лучше сразу "доктор наук". Бороться с этим административными методами - безнадежное дело. Надо или вовсе отменить ученые степени и доплату за них из бюджета. Или, что уже не первый год обсуждается, передать аттестационные процедуры на уровень отдельно взятого вуза или научной организации, при которой существуют диссертационные советы.
Пусть МГУ и знаменитая "Бауманка" присуждают свои ученые степени, как это делают Гарвард или Массачусетс, а вузы в Краснодаре, Шахтах и Ростове-на-Дону - свои. И, соответственно, доплачивают за них из своего бюджета ровно столько, сколько находят возможным. Тогда чужаков и "подснежников" тянуть на степень станет себе дороже. А чисто российский бизнес по написанию и проводке диссертаций "под ключ" быстро сойдет на нет. Но если кому из чиновников или толстосумов все же захочется получить "ученые корочки" где-нибудь в Энске, так в них следует прямо писать, что сия степень - доктора ли, кандидата - присуждена диссертационным советом при 21-м Энском филиале Урюпинского вечернего университета. Пусть утешатся.
Однако такое, если и произойдет, то явно не завтра. Потому что сложившиеся у нас в научной и научно-образовательной сфере порядок назначения или избрания на руководящие должности (от завлаба и завкафедрой до декана и ректора), перспективы карьерного роста от аспиранта, ассистента и выше, а также вся система доплат и прочих материальных и нематериальных стимулов тесно завязаны с учеными степенями и научными званиями общегосударственной системы аттестации по единым стандартам.
Соглашаясь с этим, председатель Высшей аттестационной комиссии Михаил Кирпичников настроен решительно. "Удерживать всю персональную аттестацию на федеральном уровне сродни профанации, - заявил он в ответ на просьбу прокомментировать слухи о грядущих переменах. - Обеспечить из Москвы контроль за каждой диссертацией невозможно. Нужно избавляться от формальных процедур и концентрироваться на работе с диссертационными советами".
Сейчас, заметим, правом открывать, контролировать, обновлять и, в случае нарушений, закрывать советы наделено соответствующее управление Рособрнадзора. То есть это функция чиновника. ВАК при его нынешнем статусе не может влиять на создание аспирантур и диссертационных советов. И получается, что общественно-государственный характер аттестации кадров в нашей стране провозглашен и существует де-факто, но юридически, на законодательном уровне никак не закреплен.
- Задача 1, - развивает мысль академик Кирпичников, - конституирование общественно-государственного характера аттестации. Об этом все время говорят, но надо зафиксировать на законодательном уровне. ВАК должен обладать реальными полномочиями и в отношении диссертационных советов, и в том, что касается открытия аспирантур и докторантур. Влиять, а не просто "присутствовать" при данном процессе. Должны установиться эффективные обратные связи между системами подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Ключевой момент - передача персональной аттестации конкретным организациям. Но это, обращаю внимание, не одномоментное действие, а процесс.
Российская газета: И начать его вы предложили с Московского и Санкт-Петербургского университетов?
Михаил Кирпичников: Да. Такое обращение, подписанное ректорами двух этих университетов и председателем ВАК, уже направлено президенту России Дмитрию Медведеву. Мы просим рассмотреть этот вопрос и дать поручение проработать всю ситуацию в развитии. По моим представлениям, процедура растянется как минимум лет на десять. Дорожная карта, которую я уже представлял в Общественной палате и в Академии наук, выглядит примерно так. До 2014-1015 годов ограниченный эксперимент. Но это вовсе не значит, что участвуют только два университета. Будут и другие. Но все равно ограниченное число. Потом - подведение итогов и в оставшиеся пять-семь лет подключаются в массовом порядке уже другие вузы и научные организации.
РГ: Право признавать или не признавать такие дипломы будет правом каждого отдельно взятого университета или НИИ?
Кирпичников: И у государства должно сохраниться это право. Возможно, это и станет истинным рейтингом университетов - насколько высоко котируются его дипломы. Какие вижу в этом плюсы? Мы, по крайней мере, в ВАКе уйдем от рутинной работы. Во-вторых, избавим себя от схоластических споров, кто первый в рейтинге, кто пятый. В дальнейшем, как и в некоторых европейских странах, государство должно решать, кому можно, а кому нельзя давать права аттестации научных кадров. Возьмите Германию, Францию, Англию - там есть такие органы.
РГ: А как быть тем, кому не дадут право заниматься аттестацией? Куда идти их сотрудникам?
Кирпичников: К тем, у кого такое право есть. Если оно будет у Московского университета, это не означает, что оно распространяется только на сотрудников МГУ. В его диссертационных советах могут быть аттестованы и люди со стороны. Но они должны соответствовать уровню Московского университета.
Тем временем
Дорожная карта реформирования российской системы аттестации кадров не исключает заимствования западного опыта и, в частности, использования магистерских программ для решения образовательных задач аспирантуры. Помимо этого предполагается создать (сначала - в экспериментальном порядке) советы по присуждению докторских степеней в сфере делового и государственного администрирования.