http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=286d1d6f-dfbe-45cc-aa7b-798c5490b9db&print=1© 2024 Российская академия наук
По мнению Михаила Рудермана, профессора Шеффилдского университета, самое удивительное в британской системе аспирантуры то, что при полном отсутствии формализма и строгих требований качество диссертаций вполне приличное. О британском пути в науку учёный рассказал STRF.ru в продолжение темы об особенностях организации зарубежной аспирантуры.
В Британии цель обучения в аспирантуре та же, что и в России: получение степени, которая на Западе называется доктор философии. Она примерно эквивалентна российской степени кандидата наук. Формально обучение в аспирантуре платное, стоит около 10 000 фунтов в год. Но обычно англичане ничего не платят. Университет или различные фонды выдают им стипендию, которая не только покрывает стоимость обучения, но и обеспечивает аспиранту вполне достойный уровень жизни. Как правило, у них ещё и остаётся на жизнь около 1000 фунтов в месяц. С иностранцами несколько другая история. Многие фонды дают стипендии только английским гражданам, хотя несколько лет назад мне удалось получить стипендию для аспирантки из России. Нередко иностранцы получают стипендии от своих правительств, иногда платят сами, если очень богатые. Как, например, мой знакомый иранец, чьё обучение в английской аспирантуре оплатил его дядя-миллионер.
Что же касается стипендий, то их два вида. Они могут даваться либо конкретному преподавателю университета, либо группе преподавателей. В обоих случаях наличие места в аспирантуре объявляется, как правило, в интернете. После этого заинтересованные выпускники университетов подают заявки, и кандидатов вызывают на собеседование. Кого из претендентов взять, решается в зависимости от результатов собеседования, оценок, полученных в университете, и рекомендаций преподавателей, которые учили этих выпускников. Если стипендия дана на группу преподавателей, то уже кандидаты решают, кого они хотели бы видеть своими руководителями. В общем, всё проходит весьма неформально.
Надо сказать, что обучение в аспирантуре не слишком популярно среди англичан. Так что часто есть всего лишь один кандидат, а иногда и одного найти проблема. В результате берём кого придётся, лишь бы стипендия не пропала.
Процедура защиты в Англии в корне отличается от российской. После того как диссертация написана, назначаются два экзаменатора: внешний и внутренний. Внутренний экзаменатор должен быть сотрудником университета, где аспирант учился, а внешний, соответственно, не должен быть сотрудником этого университета. Экзаменаторы назначаются по представлению научного руководителя (как правило, сам научный руководитель просит двух своих друзей-преподавателей выступить в роли экзаменаторов). Экзаменаторы обычно получают диссертацию примерно за месяц до экзамена. В день экзамена они уединяются с аспирантом в одной из аудиторий и задают ему вопросы по диссертации в течение полутора-двух часов. После этого они выносят свой вердикт. В большинстве случаев – одобрить диссертацию с небольшими исправлениями. На исправления даётся две недели. Потом внутренний экзаменатор проверяет, все ли необходимые исправления внесены, и степень присваивается.
Самое удивительное, что при таком «междусобойчике» уровень диссертаций вполне приличный. Главное, что гарантирует качество научных работ, – это забота руководителей о собственной репутации. Но я бы не советовал вводить английскую систему защиты диссертаций в России. Иначе многие богатые люди, которые двух слов связать не могут, начнут обзаводиться дипломами кандидатов наук.
Формально аспиранты проходят какие-то курсы во время обучения в аспирантуре. Но это не слишком серьёзно. Например, на нашем факультете аспиранты должны посещать два научных семинара и затем написать что-то вроде эссе по прослушанным докладам. Так что их основное занятие – научные исследования по теме диссертации.
Влияние защиты на дальнейшую карьеру зависит от того, какую сферу деятельности выберет для себя аспирант. Если академическую, то защита диссертации будет в ней первым необходимым шагом, тут и обсуждать нечего. Однако академическая карьера считается очень ненадёжной, потому что обычно предполагает лишь временный контракт на 2–3 года. После его завершения молодой учёный может найти постоянную должность преподавателя в университете или заключить новый временный контракт. Но работать на временных контрактах всю жизнь тяжело, а получение постоянной работы в университете вовсе не гарантировано. Так что человек в конце концов может оказаться у разбитого корыта. В свете вышеизложенного не удивительно, что многие после окончания аспирантуры не хотят выбирать академическую карьеру, а пытаются найти что-то более надёжное. Например, поступают на службу в государственные учреждения, где наличие учёной степени гарантирует более высокую стартовую зарплату.
Что касается частных фирм, то отношение к людям со степенью там неоднозначное. В некоторых считают, что обучение в аспирантуре портит людей, и не берут молодых учёных на работу. В других, наоборот, ценят людей со степенями и начисляют им хорошие зарплаты. Один молодой француз, работавший у нас в университете на временной позиции, после защиты диссертации поступил в аналитический отдел BP (British Petroleum). Судя по стилю жизни, его нынешняя зарплата много больше моей профессорской.