http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=28f22000-d62c-403a-a5c9-14e875f1ccc7&print=1© 2024 Российская академия наук
У Норвегии свой подход к разграничению интересов в Арктике.
Норвежская карта региона, газета DagbladetОб авторе: Александр Михайлович Орешенков - кандидат юридических наук, эксперт по Арктике.
В конце сентября с.г. наконец состоится давно намеченная Российским географическим обществом конференция «Арктика – территория диалога». Ожидается, что в ней примут участие рекордное количество представителей из различных стран мира. Такой интерес понятен. Ведь в ходе процесса потепления Северный Ледовитый океан освобождается ото льда, и это открывает гигантские перспективы освоения ранее недоступных пространств. Одна из главных тем конференции касается вопроса морских границ. Дело в том, что согласно арктической стратегии, озвученной Совбезом РФ в этом году, данный регион должен, по сути дела, уже к 2016 году превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации. Однако, как признал вице-премьер Сергей Иванов на заседании Морской коллегии при правительстве России, прошедшем 19 июня с.г. в Архангельске, работа по признанию границ континентального шельфа России в Арктике продвигается недопустимо медленно.
Россия, как известно, имеет неурегулированные проблемы делимитации морских пространств со своими арктическими соседями и на востоке, и на западе. Кроме того, Комиссия ООН по внешним границам континентального шельфа вернула на доработку российскую заявку о северной границе российского шельфа. Этой частью границ должны заниматься геологи, геофизики и т.д. под руководством Министерства природных ресурсов (МПР), получив от государства необходимые средства для выполнения поправок Комиссии ООН.
Что касается нынешних разграничительных линий между Россией и ее соседями по Северному Ледовитому океану, то они отсчитываются от сухопутных арктических пространств, права на которые приобрели США и Норвегия в силу того, что Россия в позапрошлом и прошлом веках их утратила.
Наша страна при разграничении морских арктических пространств с соседями ориентируется на границы полярного сектора. В 1926 году СССР и Канада своими национальными законодательными актами окончательно определили статус сухопутных пространств в этих секторах и соответственно их западную и восточную границы. У западной границы российского арктического сектора образовалась прямоугольная впадина, наличие которой объясняется учетом координат, указанных в договоре о Шпицбергене. В свою очередь, эти координаты были предложены в 1910 году Россией в проекте Конвенции о Шпицбергене.
В 1919 году эти положения российского проекта конвенции были механически перенесены в Договор о Шпицбергене, а затем продублированы в решениях cоветского правительства. Единственным арктическим государством, границы полярного сектора которого установлены в международном договорном порядке, являются США. С восточной стороны ее арктического сектора соответствующая линия была установлена положениями российско-английской Конвенции 1825 года о границе между российской Аляской и английским доминионом Канада, а на западе – российско-американской Конвенцией 1867 года об уступке Аляски.
Ориентация Советского Союза на границы полярного сектора была выгодна США, но не выгодна Норвегии, которая придерживается принципа срединной линии при разграничении морских пространств со всеми своими соседями. США при разграничении пространств с Канадой в море Бофорта настаивают на применении принципа срединной линии (Канада придерживается секторального принципа и соответственно разграничительной линии, установленной российско-английской Конвенцией 1825 года). В 1990 году США заключили с Россией Соглашение о разграничении морских пространств, в основу которого положены разграничительные линии российско-американской Конвенции 1867 года.
По мнению немногочисленных российских экспертов по Арктике, Советский Союз больше потерял, чем выиграл, от заключения этого соглашения, не ратифицированного до настоящего времени российскими законодателями. При этом эксперты-политологи считают, что в его основе лежало желание тогдашнего советского руководства укрепить отношения с США, а эксперты, специализирующиеся в области международно-правовой проблематики Северного Ледовитого океана, – повлиять на позицию Норвегии на переговорах о разделе морских пространств в Баренцевом море. Однако ни те, ни другие надежды не оправдались. Россия вот уже скоро 40 лет ведет переговоры с Норвегией о делимитации морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Площадь спорных пространств между Россией и соседними арктическими странами равна приблизительно 200 тыс. кв. км. В пределах расположенного здесь перспективного для добычи нефти и газа шельфа может находиться более 2% мировых запасов этих природных ресурсов.