http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2a777be7-c192-402f-8e4b-7ca13aa99ff0&print=1
© 2024 Российская академия наук

АНДРЕЙ КУТИН: ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО У НАС ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ РАБОТАЮТ В ОТРЫВЕ ОТ ПРОИЗВОДСТВА

13.03.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна БАРХАТОВА

Разрыв образованияя и производства

Андрей Анатольевич, в университетской системе предусмотрены учебные стандарты. Разработаны стандартные курсы, утверждено их содержание, а на усмотрение самих университетов отдана лишь небольшая часть в виде так называемых спецкурсов. Есть опасность, что высококлассный специалист просто не будет читать стандартный курс.

Может ли это привести к «выдавливанию» специалистов высшего эшелона в иные сферы деятельности? Или же, в случае их согласия, это -профессиональная деградация?

Это надуманная проблема. В чем у нас опасность, если говорить об образовательных стандартах? В понижении качества образования, особенно по выпускающим техническим кафедрам и специальностям, то, что у нас профессора и преподаватели работают в отрыве от производства. Многие из них уже 20 лет не были на производстве, у них нет опыта, нет понимания, какие ставятся задачи. Мы готовим специалистов для производства, а профессора там ни дня не работали. Вот в чем проблема! Например, в Германии, если ты хочешь быть профессором, то обязан после защиты докторской степени проработать на производстве, как минимум, три года. И внедрить там свои новшества, а потом уже можешь вернуться в университет. Вот в чем наша проблема.

Как ее можно решить, на ваш взгляд?

Конечно, к фундаментальным кафедрам это не относится. Это должны быть кафедры, которые связаны с технологиями, конструированием, с созданием нового оборудования. Обязательно нужно, чтобы был такой опыт, либо тесное сотрудничество в виде стажировок, в виде выполнения научных работ по заказам предприятий. Ты можешь не работать там постоянно, но ты должен приходить туда, смотреть, выяснять, какие у них там есть проблемы, и эти проблемы решать. Тогда и студентам преподавать можно. А у нас получается, что практической работы – ноль, научной работы – ноль, преподаватель прочитал чужую книжку и по ней преподает студентам. Катастрофа, когда непрофессионалы начинают учить молодых ребят. Может быть, звучит несколько резко, но на самом деле в этом заложена очень большая проблема.

Если говорить об угрозе потери специалистов, то профессионалы уходят из ВУЗов по одной простой причине – низкая заработная плата. Не потому, что там неинтересно, у профессионала всегда найдется аудитория, на самом деле, студенты очень благодарные слушатели, это замечательные, отличные молодые люди, есть талантливейшие! К сожалению, люди уходят из-за того, что не могут обеспечить свою семью.