МЫ И В НАУКЕ СТРОИМ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, А ЗАЛАТАТЬ КРЫШИ НЕЧЕМ
13.02.2006
Источник: Опек.ру,
Алексей Коростылев
Общим лейтмотивом была уверенность в необходимости сохранения статуса ГНЦ для крупнейших научных центров отраслевой науки
Не так давно, 7 февраля во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМе) состоялось Совещание руководителей Государственных научных центров (ГНЦ) с участием представителей Российской академии наук и вузов. Мероприятие было организовано директором ГНЦ "Всероссийский институт авиационных материалов", членом Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ, членом-корреспондентом РАН Евгением Кабловым.
В ходе работу обсуждались поправки, вносимые в данный документ. Прозвучали разные мнения, но общим лейтмотивом была уверенность в необходимости сохранения статуса ГНЦ для крупнейших научных центров отраслевой науки, без которых прервется связь фундаментальной академической науки и производственного сектора. Большинство выступающих отмечало, что их мнения никак не учитывалось при составлении проекта, необходимо в настоящее время донести мнение ассоциации ГНЦ до высших эшелонов власти, показать на всех выставках и в средствах массовой информации позитивный и эффективный опыт работы большинства ГНЦ. Были и сторонники идеи, что наконец-то появилась стратегия в документах. На мой взгляд, проект очень хорошо написан, но нет конечных результатов, альтернативных вариантов стратегии и активного и эффективного воздействия на бизнес-среду. Такие термины, как «инновационные кольца», «технологические коридоры» звучат красиво, но нет конкретики, о науке говорится в общем плане и зачастую противопоставляется наука и инновационные разработки.
Кадровый вопрос абсолютно не решается, хотя все время говорится о какой-то молодой поросли. Забыта одна из главных задач отраслевой науки – подготовка специалистов высшей квалификации и послевузовское образование. Ученый становиться специалистом не в ВУЗе, а в научно-исследовательском институте после 3-5 летней подготовки, на которую каждое предприятие тратит собственные средства из прибыли. В тоже время, говорится об эффективности системы высшего образования, хотя по специальности после окончания технического ВУЗа работают 10-15% выпускников, а через 5 лет просто единицы. По-моему мнению, число выпускников, работающих по специальности, наглядно показывает эффективность расходования бюджетных средств на образование. На мой взгляд, нельзя создавать противопоставления: «наука – не наука», «рентабельно – не рентабельно», такие оценки всегда субъективны в зависимости от того, какими критериями мы пользуемся, или какие нам задаются для получения конкретного результата. К сожалению, критерии создаются сами по себе, а не вырабатываются (число малых предприятий, рост инновационной продукции, инновационная активность и пр.), этот вопрос также не продуман, как и не дано определение термину «инновация».
С другой стороны, внесено изменение, согласно которому статус ГНЦ будет распространен на большой спектр организаций: образовательные, акционерные общества, малые фирмы. Результат этого очевиден: средства будут распыляться, и если прежде выделенных ГНЦ было 58, увеличение их количества до 500 приведет к нивелированию самого термина: Государственный научный центр, и включению в их число организаций, имеющих к науке и исследованиям очень далекое отношение.
На собрании прозвучало мнение, что причина подобных недоработок состоит в том, что к реформированию системы пришли «образованцы», которые о науке, о всей ее многообразии и специфичности просто не имеют представления, а зачастую и не хотят ее понимать. Они создают красивые концепции, красивые идеи, которые опираются на западный опыт. Голландские институты – это превосходно, инновационные холдинги - это красиво, но насколько все это будет реально? Строя новое, мы рискуем разрушить то, что имеем. У нас есть свои традиции, свой опыт, который и нужно учитывать. Мы же стремимся создавать новое на пустом месте, отметая старое. Получается, что мы и в науке строим Храм Христа Спасителя, а 200 церквей в это время разваливаются, потому что нет денег залатать крыши. И самое главное: можно потерять выдающихся ученых и целые научные школы, которые за год не создашь, даже за очень большие деньги.