http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2b2b61ed-7fad-445d-8503-2d420d829c6b&print=1© 2024 Российская академия наук
Однажды Марк Твен сказал, что самая холодная зима в его жизни — это лето в Сан-Франциско. Погода здесь и впрямь неприветливая. Всего каких-то пару дней назад мы изнывали от жгучего солнца в пустынях Аризоны или испепеляющей жары в Неваде, и потому было странно столь быстро оказаться в промозглом, прямо-таки калининградском климате.
Буквально в 400 милях отсюда находится Долина Смерти, самое жаркое место на планете, где нередко фиксируются температуры более +50°C. Однако в самом городе — вечная осень.
РОДИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЧУДА
Холодные течения и горная гряда вокруг создают в городе уникальную экосреду. Люди творческих профессий пользуются здесь вдохновением вечной осени круглый год. Неудивительно, что именно здесь сосредоточение камерной культуры США с ее музеями высоких искусств и обилием классических архитектурных форм. Кажется, что в душе Сан-Франциско нет никакого диско, джаза или разухабистого рока. Только классика или блюз.
Жители города поражают своей интеллигентностью. Кого здесь только нет! Евреи, китайцы, индусы, немцы, русские. Все здесь таскают с собой неизменные небольшие рюкзаки с ноутбуком, держатся скромно и подчеркнуто вежливы друг с другом. Попадая сюда, не видишь ничего странного в том, что интеллектуальное чудо Америки случилось именно в этих местах.
В Сан-Франциско находится главный офис НР, то есть компании, со знаменитого гаража которой и начался интеллектуальный прорыв в Кремниевой долине. Недалеко от ее штаб-квартиры находятся и исследовательские центры IBM, чей вклад в развитие компьютерной техники также трудно переоценить. Мы не могли отказаться от удовольствия посетить этих монстров интеллектуального труда.
Среднестатистический обитатель штаб-квартиры НР — длинноволосый человек в несуразном пиджаке и потертых джинсах, с неформальными манерами и горящими живыми глазами. Общаться с учеными всегда приятно. Нет в них акульей корысти или стремления к наживе. Зато через слова, интонации и фразы светит мечта и невероятное стремление к поставленной перед собой цели. В общем, ученые везде одинаковые. И в институтах Российской академии наук, и в исследовательских центрах Кремниевой долины.
ВСЮДУ НАШИ
Русских в НР много. Здесь на каждом углу встречаются надписи на русском языке, в том числе в буфете. Бывшие соотечественники — представители разных волн эмиграции. К примеру, в одной из лабораторий НР мы встретили лаборанта, чей прадед-старовер приехал в эти места еще в конце XIX века.
Наш визит оказался плодотворным. Хозяева познакомили с передовыми разработками для американской армии и открыли некоторые секреты о мемристорах — чипах будущего, которые должны полностью изменить архитектуру компьютеров. Еще они поделились информацией о домах будущего и иных фантастических штуках, о которых мы частенько пишем в нашей рубрике.
Кстати, надписи на русском можно встретить не только в лабораториях, но и на улицах Сан-Франциско. К примеру, на пляже, где категорически запрещено купаться. Дикий прибой, холодный ветер и донные течения унесли здесь не одну человеческую жизнь, и это может остановить от купания кого угодно. Но только не русских, пусть и с университетским образованием. Поэтому надписи на щитах с предупреждением о запрете купания предусмотрительно продублированы кириллицей.
Вообще одна из основных причин американского прорыва в области электронной техники — это, конечно, грамотная политика по привлечению в США лучших умов. Как только Стэнфордский университет и структуры, за ним стоящие, осознали масштабы выгоды от технологического парка, возникла интересная ситуация. Университеты многих стран мира тратят государственные деньги на подготовку специалистов, лучшие из которых, несмотря на усилия, на них потраченные, тут же получают приглашение работать в Америке. Силком удержать их невозможно, и в итоге получается, что весь мир работает на Кремниевую долину. Невероятная заслуга американцев и их великий организаторский гений состоят в том, что им удалось замкнуть на себя эти интеллектуальные потоки.