УСКОРИТ ЛИ ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ ПЕРЕДАЧА ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - ЗАКАЗЧИКУ? Я ИМЕЮ ТОЧНЫЙ ОТВЕТ: НЕТ

16.11.2005

Источник: Sciencerf

Я ИМЕЮ ТОЧНЫЙ ОТВЕТ: НЕТ

Сергей Каренович, 9 ноября Министр науки и образования РФ А. Фурсенко обратился в Совет Федерации с предложением ввести налоговые льготы для изобретателей, а также дать ученым право зарабатывать на своих открытиях. Эту позицию А. Фурсенко аргументировал тем, что льготы по налогу на прибыль, на имущество и на добавленную стоимость минимизируют расходы предприятий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и, следовательно, будут стимулировать инновационную деятельность в России. Этой же цели, по мнению министра, будет способствовать и закон, согласно которому результатами научно-технической деятельности, созданными за счет федерального бюджета, сможет распоряжаться организация-заказчик, то есть непосредственно тот институт, где работает изобретатель.

Однако сенаторы ограничились тем, что приняли доклад министра к сведению. Не было обозначено никаких намерений уменьшить налоговое бремя на предприятия государственного научного сектора, а позицию министра о передаче прав на интеллектуальную собственность изобретателям председатель Совета Федерации Сергей Миронов категорически не разделяет.

На Ваш взгляд, это говорит лишь об обычном стремлении чиновников не принимать решений без всесторонней оценки ситуации, или имеет место серьезная недооценка важности развития инновационной экономики?

Ситуация с правам на интеллектуальную собственность – это достаточно сложный вопрос, и выбрать однозначную позицию трудно. Если государство предполагает эти права оставить за собой, то сильно ошибается в реализации такой возможности, также, как и Фурсенко ошибается, предполагая, что если у изобретателя будут права, то это что-то сдвинет. Здесь вопрос весьма тонкий. Тонкий он не только в смысле экономики, здесь вмешивается и политика, и нужно учитывать разные подходы. У меня, как у человека, который сидит в этом секторе, нет однозначной реакции. Я знаю точно, что многие изобретатели на совершенно законных основаниях оформляют изобретения на себя, и государство ничего не получает. Именно на изобретателя, на конкретного человека, а не на организацию. А потом доказать, сделал ли он это изобретение в рабочее время или в нерабочее - это очень сложная процедура. Бывают тяжбы, а бывает, что администрация закрывает глаза.

Но на вопрос о том, ускорит ли инновационную экономику передача прав на интеллектуальную собственность организации-заказчику, я имею точный ответ: нет.

А что касается льгот – это просто нежелание властей. У нас для инновационной политики просто не делается ничего. Конечно, льготы должны быть предоставлены, причем эти льготы необременительны для государства. Идут постоянные разговоры о том, что, по закону, положено возвращать НДС. Но известно, что НДС не возвращается ни внутри России, ни по экспорту. Невозврат НДС сжирает и без того небольшие свободные оборотные средства предприятий. Стоимость даже небольшого НИОКРа составляет сотни тысяч долларов, и длятся такие работы годами. Никто не хочет вкладывать деньги в инвестиционные проекты. Поэтому льготы по налогу на прибыль в части, идущей на НИОКР, явились бы мощным механизмом в реализации новых проектов за счет собственных средств предприятий. Так делается во всем мире!

Речь идет просто о нежелании власти изменить ситуацию. Государство просто не признает действительность и потворствует тому, что в стране существуют подзаконные действия налоговых инспекторов, и ничего с этим сделать не могут. Это государственная политика. Политика, которая сейчас совершенно не настроена на инновационное развитие. Вот наш Президент объявил курс на инновационную политику, но для этого ведь надо перестроить всю государственность подхода. А у нас перестроили министерства, и число чиновников выросло просто в немыслимое число раз, все усложнилось. Мы работаем с медицинской техникой, и знаем, что сейчас творится в Минздраве с прохождением документов – этого просто не описать. Устроены удивительные схемы, когда, например, пошлина на получение лицензии стоит 1000 рублей, но тут же есть параллельная структура, ФГУП, оказывающая якобы консультационные услуги, и там нужно заплатить 1000 долларов. То есть невооруженным глазом видно, что чиновники просто распоясались. Я считаю, что нет политической воли, чтобы заставить выполнять законы. Нужно дать прямые указания, чтобы и таможенные и налоговые органы выполняли закон, оказывали содействие в реализации глобальных планов страны, а не занимались репрессиями собственных предприятий. В законах все прописано, и если бы их просто выполняли, если бы простые производители могли бы, не обращаясь к Президенту или другим очень высоким уровням, добиваться своих прав, то все бы работало. Я уверен, что мы и сейчас могли бы экспортировать научную продукцию в разы больше, чем мы это делаем. Но в реальности политика государства, допустим, в отношении экспорта наукоемкой продукции, такова, что делает этот вид экспорта практически запрещенным. В стране есть всё, нет только политической воли.



©РАН 2024