СЕРГЕЙ КАРАБАШЕВ: СВЕРХЗАДАЧА СЕГОДНЯ - БЫСТРО ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
30.01.2006
Источник: Sciencerf
Что касается конкурентоспособности Российской науки в сфере разработки альтернативных способов получения энергии и повышения эффективности энергоустановок
Сергей Генрикович, в то время как Россия борется за лидерство на мировой энергетической арене, делая ставку на энергетику как основу развития экономики, наши европейские соседи ломают голову над новыми видами топлива и прочими техническими новшествами.
Не приведет ли это к тому, что наша страна своей политикой выкачивания нефти обеспечит ведущим странам дальнейший прогресс технологий XXI века, а сама так и останется в прошлом веке?
Вопрос риторический. Конечно же, такая опасность есть. Более того, существующие энергетические технологии, не связанные с нефтью и газом, могут стать конкурентоспособными по цене за единицу произведенной энергии при достижении стоимости нефти некоторого критического значения (по некоторым оценкам это $100 долларов за баррель). Как это ни парадоксально звучит, но для Российских компаний, добывающих углеводороды или производящих электрическую энергию, сегодня крайне актуально развивать и внедрять в отечественную промышленность альтернативные энергетические технологии. Ведь при существующей разнице внутренних и экспортных цен на энергоносители и растущем на них спросе, даже небольшая экономия на внутреннем рынке даст им весьма значительное увеличение прибыли за счет экспортных поставок.
Что касается конкурентоспособности Российской науки в сфере разработки альтернативных способов получения энергии и повышения эффективности энергоустановок, то она не вызывает сомнений. Есть, конечно, проблема, касающаяся структуры отечественной науки и ее традиционных приоритетов. Действительно, преобладающее количество институтов были созданы для разработки новых видов военной техники, ядерных технологий, ракетной техники и т.д. Большинство из них по традиции развивают науку и технологию относящиеся к этим вечно зеленым темам, поэтому проблемы альтернативной неядерной энергетики и энергосбережения обделены вниманием научного сообщества и явно недофинсированы со стороны государства и частного бизнеса.
Сверхзадача сегодня - быстро организовать эффективную систему финансирования научных исследований в этой области, мониторинг и внедрение результатов в промышленность.
Многое уже делается - Роснаука в течение нескольких последних лет финансирует научные исследования по приоритетному направлению "Энергетика и энергосбережение", что, несомненно, способствует генерации знаний и инновационной активности, однако, в целом проблему не решает. Дело в том, что и корректно поставить научную задачу, и обеспечить внедрение результатов НИР возможно только в результате совместных усилий команды научных работников, производственников и маркетологов.
Первой ласточкой такого партнерства смело можно назвать сотрудничество Норникеля и ряда институтов Академии наук по созданию промышленных энергетических установок на топливных элементах - преобразователях энергии химической реакции окисления в электрическую. Пример весьма показателен еще и потому, что в этом проекте переплетены интересы энергетиков, добывающих компаний и государства. Непосредственно Норникель, компанию, добывающую руду и производящую в основном платину и палладий, интересует создание рынка потребления палладия, который используется для производства топливных элементов. Для энергетиков и, например, Газпрома важно появление на Российском рынке новых высокоэффективных генерирующих устройств, которые потребляют меньше углеводородов на единицу произведенной электроэнергии, чем применяемые сегодня. Государство крайне заинтересовано в том, чтобы не отстать в развитии нового направления в энергетике, которое очень хорошо финансируется и, соответственно, развивается в других странах.
Мне кажется, что опыт подобного рода кооперации необходимо тиражировать и развивать дальше, оформляя его юридически в виде проектов Государственно-Частного Партнерства в научно-технологической сфере. Такой подход позволит, по крайней мере, снизить риск отставания в сфере развития альтернативных и энергосберегающих технологий. 31 января 2006.