http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2c3b9406-a59d-4a0e-aeb5-ea94ee9d9a2c&print=1
© 2024 Российская академия наук

Летопись Антарктики продолжается

08.11.2011

Источник: Наука и жизнь, Сергей Смирнов

Участники 57-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) приступят к исследовательским работам в начале 2012 года.

 

В Антарктиде, скорее всего, к концу января 2012 г. ключевая цель уникального российского проекта – проникновение в воды озера Восток на станции Восток, будет достигнута. С таким оптимистичным заявлением начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин проводил в Антарктиду из петербургского порта флагман отечественного полярного флота – научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». По словам Лукина, последняя отметка в скважине находится предположительно на глубине 3 тыс. 750 м – плюс-минус 15-20 м. Таким образом, до водного слоя озера осталось от 10 до 50 м льда. В конце сезона 2010-2011 гг. скорость буровой проходки в нижней части скважины составляла 1,8 м в сутки. Начало буровых операций планируется на 2 января 2012 года.

Из Петербурга на борту судна ушло 73 члена экипажа и 103 члена 57-й РАЭ. В период заходов «Академика Федорова» в портах Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (ЮАР) к ним присоединяется еще 74 участника экспедиции. На борт судна около 2 тыс. тонн грузов. Это топливо, продукты питания, транспортная техника, самолет АН-2, дизель-генераторы, запасные части и агрегаты, расходные и строительные материалы, научное и медицинское оборудование и многое другое для обеспечения жизни и работы персонала экспедиции в течение 12-15 месяцев.

В начале декабря судно должно прийти в порт Кейптаун. В период кратковременной стоянки для пополнения судовых запасов, приема топлива и свежих продуктов для антарктических станций «Академик Федоров» вновь подготовится к очередному походу в антарктические воды. В 20-х числах декабря судно зайдет на полевую базу Молодежная для организации ее работы и далее проследует в залив Прюдс для обеспечения продолжения работ на станции Прогресс и организации полевых геолого-геофизических исследований на базе Дружная-4 и полевых геологических лагерях.

Авиационное обеспечение работ 57-й РАЭ будет проводиться специалистами Владивостокского авиапредприятия «Авиалифт» — два вертолета КА-32С и самолет АН-2. Межконтинентальные полеты из Кейптауна на ледовый аэродром станции Новолазаревская выполняются в рамках международной корпоративной программы ДРОМЛАН, которая организована национальными антарктическими программами Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии. Для этих целей используется самолет ИЛ-76ТД, который пилотируется экипажем Государственного НИИ гражданской авиации. В рамках 57-й РАЭ планируется выполнить 11 рейсов по маршруту Кейптаун – Новолазаревская – Кейптаун. Внутриконтинентальные рейсы, в том числе и на станцию Восток, проводятся на самолете DC-3 BT-67 Busler Turbo под управлением канадского экипажа авиакомпании Kenn Borek Air.

Среди принципиальных научных проектов Валерий Лукин выделил астробиологические исследования на озере Унтерзее антарктического горного массива Вольтат. Результаты предназначены для отработки технологий поиска живых организмов в полярных шапках Марса. Исследования выполняются совместно учеными Института микробиологии РАН и различных исследовательских центров Национального аэрокосмического агентства США. Будет также выясняться векторы дрейфа ледника от вершины Купола Б к западной границе подледникового озера Восток с помощью методов спутниковой геодезии. Работы выполняются совместно специалистами петербургского предприятия «Аэрогеодезия» и Дрезденского технического университета (Германия). На станции в Восток в Антарктиде установят также очередную автоматическую станцию дифференциальной коррекции параметров орбит спутников группировки системы ГЛОНАСС, здесь же смонтируют антенну для приема российского телевизионного вещания с возможностью его подключения к Интернету.

Возвращение «Академика Федорова» из Антарктиды в Санкт-Петербург ожидается в конце мая 2012 г.

Два спутника «Галилео», запущенные на орбиту Европейским космическим агентством, стали «первыми ласточками» мощной навигационной системы будущего.

Как уже сообщалось, 21 октября с космодрома Куру Европейского космического агентства (ЕSA) во Французской Гвиане на орбиту отправились спутники PFM (от англ. «proto flight model» – «первичная летающая модель») и FM2 (от англ. «flight model – 2» – «летающая модель – 2»). «Всего в рамках программы «Галилео» будет запущено 30 спутников, так что это только начало», – сообщил Йорг Хан, директор программы «Галилео» и руководитель навигационных проектов. Он подчеркнул, что «Галилео» – не конкурент американской GPS и российской ГЛОНАСС, а равноценная и совместимая с ними система. В ЕSA ожидают, что «Галилео» станет европейской спутниковой системой навигации, обеспечивающей высокоточное и надежное глобальное позиционирование под гражданским контролем.

Планируется, что «Галилео» будет обладать широким спектром функций, включая дополнительные услуги для авто-, железнодорожного, воздушного и морского транспорта, управление инфраструктурой и предприятиями общественного пользования, организацию сельскохозяйственной деятельности и отслеживание передвижения домашнего скота и даже предоставление электронных банковских услуг и осуществление электронной коммерции. Новая глобальная навигационная система будет играть ключевую роль в обеспечении работы государственных служб при проведении спасательных операций, охране правопорядка и урегулировании кризисных ситуаций. «Современная и независимая концепция системы «Галилео» укрепит технологическую независимость Европы и поможет разработать международные стандарты для глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS)», – сказал Йорг Хан.

Проект «Галилео» назван в честь знаменитого итальянского астронома Галилео Галилея (1564-1642), который первым взглянул в космос через телескоп. Открытые им пять веков назад (1610 год) четыре крупнейших спутника Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – сыграли бесценную роль в навигации той эпохи: их орбитальной движение служило своеобразным небесным ориентиром, видимым из всех уголков земного шара.

Программа «Галилео» включает в себя два базовых этапа. Первый из них, реализуемый сегодня, – этап так называемой «орбитальной валидации» (англ. «in-orbit validation», IOV), связанный в основном с испытаниями. В течение 90 дней после запуска спутники PFM и FM2, выведенные на орбиту, будут проверять на способность принимать сигнал с Земли и отсылать его в обратном направлении. В 2012 году к этим аппаратам присоединятся еще два. В помощь им будут также два экспериментальных спутника GIOVE-A и GIOVE-B, которые были запущены ЕSA с космодрома Байконур 28 декабря 2005 года и 27 апреля 2008 года. Второй этап – «полной эксплуатационной готовности» (англ. «full operating capacity», FOC) – разделен на две стадии. Первая придется на 2014-2015 годы, когда число спутников «Галилео» будет доведено до 18, а вторая – на 2018 год, когда состоится полное развертывание орбитальной группировки из 30 спутников. При этом 27 из них будут необходимы для полноценного функционирования глобальной навигационной системы «Галилео», а еще 3 – в качестве резерва.

Параллельно на Земле возведут обширную наземную инфраструктуру. Речь идет о двух центрах управления спутниками и двух центрах управления данными, пяти технических станциях и около 30 станциях приема данных (пока их всего 8). На создание первых 14 спутников и наземного сегмента Евросоюзом уже выделено 2,4 млрд евро. В следующий бюджетный период (после 2014 года) на проект планируется выделить еще 1,9 млрд евро.

Когда программа войдет в фазу полной эксплуатационной готовности, все спутники «Галилео» будут двигаться по орбите высотой 23222 км (или 29600,318 км от центра Земли), проходя один виток за 14 ч 4 мин. и 42 с, обеспечивая постоянное покрытие любой точки земного шара по крайней мере четырьмя аппаратами. Все спутники будут бороздить космическое пространство в трех орбитальных плоскостях, наклоненных под углом 56о к экватору, покрывая даже полярные районы Земли. Временная погрешность атомных часов, установленных на спутнике, составляет всего одну миллиардную долю секунды, а это значит, что соответствующая навигационная неточность не должна превышать 30 см. Каждый аппарат «Галилео» весит около 700 кг, его габариты со сложенными солнечными батареями составляют 3,02х1,58х1,59 м, а с развернутыми – 2,74х14,5х1,59 м, энергообеспечение равно 1420 Вт на солнце и 1355 Вт в тени. Расчетный срок эксплуатации спутника превышает 12 лет.

Первую пару спутников «Галилео» отправили на орбиту при помощи российской ракеты-носителя среднего класса «Союз», которая впервые в истории стартовала за пределами постсоветского пространства. Как сообщил Йорг Хан, «Союзы» будут использованы для расширения группировки системы «Галилео» и в дальнейшем – Европа уже оплатила следующие 6 запусков легендарной ракеты. В будущем ЕSA рассмотрит возможность и целесообразность применения для этих целей тяжелой европейской ракеты-носителя «Ариан» (франц. «Ariane»).