НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В XXI ВЕКЕ
16.05.2019
Источник: Нефтегазопромысловый инжиниринг, 16.05.19
Леонид РАТКИН
В
апреле 2019 года в Москве был проведен ряд форумов, на которых рассматривались
перспективы сотрудничества институтов Российской академии наук (РАН) и
промышленных предприятий в различных сферах. Значимым событием стало проведение
XVII Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке»,
на котором в формате серии заседаний традиционно обсуждались новые проекты
взаимодействия академического сообщества и представителей вузовской и
промышленной науки.
Форум
был посвящен светлой памяти основателя и руководителя научно-производственной
компании «ИЛЬМА», организатора форума «ТЭК России в XXI веке» Александра
Павловича Епишова (05.03.1961-04.01.2019). Александр Павлович – выпускник
(1988) Ленинградского механического института («Военмех») и заочной аспирантуры
Московской академии химического машиностроения (1995), сотрудник ЦКБ
Машиностроения (1978-2004), кандидат технических наук, автор более пятидесяти
изобретений, почетный работник топливно–энергетического комплекса (ТЭК) и
ветеран атомной энергетики и промышленности.
Одним
из важных направлений научных исследований, возглавляемых заместителем
Председателя Правления ПАО «Газпром», заместителем Председателя НТС ПАО «Газпром»,
членом-корреспондентом РАН О.Е.Аксютиным, является отраслевое взаимодействие с
органами власти и оптимизация добычи, транспортировки и реализации газа.
Перспективам сотрудничества в данной сфере было посвящено выступление И.А.Фоменкова,
заместителя начальника Управления по работе с органами власти и регионами ООО
«Газпром межрегионгаз». Игорь Анатольевич отметил новые законодательные акты,
направленные на укрепление платежной дисциплины потребителей и повышение
надежности газоснабжения, в частности, Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». С принятием
данного закона исключение посредника в виде управляющей компании из цепочки
платежей за тепло позволит повысить уровень расчетов теплоснабжающей
организации с поставщиком газа.
Другой
пример – Федеральный закон от 29.07.2018 № 229-ФЗ «О внесении изменений в статью
215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Нормы закона
предусматривают уголовную ответственность не только за разрушение или
приведение объектов трубопроводного транспорта в негодное для эксплуатации
состояние, но и за неоднократное самовольное подключение к нефтепроводам,
нефтепродуктопроводам и газопроводам.
Основной
предпосылкой принятия Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением
платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» стал
неконтролируемый рост просроченной дебиторской задолженности потребителей за
топливно-энергетические ресурсы. Подзаконными правовыми актами являются постановления
Правительства «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об
изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
Федерации» и «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате
энергоресурсов».
Для
решения проблем по оформлению прав собственности на бесхозяйные
газораспределительные сети предлагается решить вопрос о поэтапном проведении
предварительной оценки количественных и качественных показателей имущества
(предполагаемого к передаче в собственность ГРО) с исключением условий, при которых
ГРО передаются объекты, права на которые не зарегистрированы, упростить
процедуры оформления права собственности на бесхозяйные сети органами местного
самоуправления, определить принципы, механизмы и источники возмещения затрат
ГРО на приобретение и содержание бесхозяйных сетей, а также закрепить право (а
не обязанность) ГРО на приобретение бесхозяйных сетей в собственность.
Пионером
отечественных научных исследований в газовой отрасли является ведущий
отраслевой институт ООО «Газпром ВНИИГАЗ», который в течение многих лет
возглавлял член Бюро НТС ПАО «Газпром», член-корреспондент РАН А.И.Гриценко.
Опыт и перспективы использования СПГ в качестве моторного топлива рассматривались
в докладе научного сотрудника ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Ю.В. Дроздова. Среди
перспективных направлений применения СПГ как моторного топлива рассматривались
тяжелая сельскохозяйственная техника, топливо для работы буровых установок
(двухтопливный режим) и дизель-электрических станций, топливо для железнодорожного
транспорта, карьерная техника, топливо для речных и морских судов и моторное
топливо для магистрального и крупногабаритного автотранспорта.
Следует
отметить, что при выборе технологий для установок ожижения как на газопроводах,
так и на ГРС, будут учитываться в качестве ключевых факторов радиусы возможного
охвата потребителей, требования к размещению криогенного оборудования и
техническая возможность присоединения КСПГ.
Среди
основных преимуществ СПГ как моторного топлива - высокий коэффициент
заправщиков СПГ за счет низкого остаточного давления, возможность получения СПГ
на местах добычи и на ГРС без компрессоров, отсутствие работающих под высоким
давлением сосудов и агрегатов, возможность использования на не охваченных
сетевой газификацией территориях, большая взрывобезопасность (по сравнению с
КПГ), увеличение полезного коммерческого объема в транспортных средствах,
отсутствие большого количества тяжелых толстостенных баллонов (как при КПГ), а
также защита топливной системы от коррозии и загрязнений с увеличением дальности
пробега автомобилей.
К
недостаткам СПГ относятся повышенные требования к квалификации обслуживающего
персонала, сложность и высокая стоимость инфраструктуры, работа транспортного
средства на определенном маршруте и с определенным графиком работы, значительные
потери СПГ при операциях слива-налива, высокая стоимость транспортного
средства, а также относительная сложность и высокая стоимость криогенной
бортовой системы.
В
сравнении с дизельным топливом, при использовании СПГ как газомоторного
топлива, в 2,5 раза снижается экологический ущерб и обеспечивается снижение
годовых эксплуатационных затрат. Например, в соответствии с Программой ПАО
«РЖД» планируется к 2023 году увеличить в 7 (!) раз, с 3 до 22 единиц парк
маневровых газотепловозов и магистральных газотурбовозов. ПАО «Газпром» для их
заправки построит 2 малотоннажных КСПГ на ГРС в городах Сургут и Тобольск,
также будут созданы площадки для передвижных заправщиков на станциях Сургут и
Войновка.
Недавно
компания «Shell» и группа компаний «Совкомфлот» подписали соглашение о
поставках СПГ в качестве топлива для серии первых в мире танкеров типоразмера
«Афрамакс», которые будут работать на газомоторном топливе. Поставка на танкеры
СПГ–топлива будет производиться у терминала GATE (Gas Access To Europe) в
Роттердаме со специализированного бункерного судна, а также на других пунктах
заправки судов в акватории Балтийского моря. Двигатель на СПГ выделяет в
атмосферу на 15% меньше углекислого газа (CO2), на 80% меньше оксидов азота
(NOx) и на 90% меньше оксидов серы (SOx).
Важно
отметить, что компания «Газпромнефть Марин Бункер» объявила о запуске пилотного
проекта по строительству малотоннажного бункеровщика СПГ. Схема заправки
«борт–в–борт» обладает рядом преимуществ: возможностью одновременного
проведения бункерных и грузопассажирских операций, высокой скоростью передачи
топлива в принимающее судно и гибкостью в отношении времени и места проведения
бункерной операции, в т.ч. на рейде. Начало операционной деятельности
запланирован на 2019 год, объем емкостей СПГ–танкера составит 3 тыс. куб.м.
Что
же сдерживает внедрение СПГ для бункеровки судов? Среди технологических причин,
помимо существенного усложнения энергоустановки при использовании СПГ, снижения
грузовместимости вследствие особенностей размещение танков хранения и вдвое
больших объемов для танка запаса топлива СПГ (в сравнении с дизтопливом)
следует отметить, что агрегаты и механизмы, предназначенные для работы
энергоустановки на СПГ, далеко не всегда предоставляются с должными
сертификатами.
К
числу экономических причин следует отнести дополнительные затраты на повышение
квалификации персонала, закупку необходимых механизмов и агрегатов (поскольку
они изготавливаются пока малыми сериями, то и стоят значительно дороже), плюс
перевод судна на СПГ ухудшает его эффективность как транспортного средства.
Наконец,
среди логистических причин, сдерживающих внедрение СПГ для бункеровки судов –
это то, что нельзя считать обеспеченной возможность бункеровки СПГ (поскольку
бункеровка СПГ должна быть также легко осуществима как бункеровка жидким
моторным топливом), а также неоспоримый факт: существующие суда с
энергоустановками на СПГ для бункеровки используют автотранспорт, либо обслуживаемые
ими FPSO, либо вообще на бункеруются (используя выпар груза СПГ).
Социально-экономическая
значимость инвестиционных проектов с применением СПГ в АПК обусловлена
возможностью интенсификации сельскохозяйственного производства на объектах
агропромышленного комплекса субъектов РФ с вовлечением в хозяйственную
деятельность глубинных (отдаленных) территорий, сокращением потребления в
сельском хозяйстве дефицитных дорогостоящих моторных топлив, улучшением
экологической обстановки и качества жизни сельского населения с развитием
инфраструктуры и сферы обслуживания.
Весь
объем работ по внедрению СПГ в АПК можно разделить на два этапа. В
краткосрочной перспективе (5 – 7 лет) необходима проработка нормативно-правовой
базы для работы с СПГ с разработкой конструкторской документации, изготовлением
и отработкой экспериментальных и опытных образцов машин и оборудования для
выдачи СПГ и необходимого газопотребляющего оборудования в АПК. Подготовительная
работа позволит в среднесрочной перспективе полномасштабно развернуть работы по
проектированию, изготовлению серийных образцов, строительству, монтажу, эксплуатации
и гарантийному и постгарантийному обслуживанию.
Примером
применения СПГ на сельскохозяйственной технике является трактор К-702 на СПГ с
двигателем серии RGK производства ООО «РариТЭК», представленный на отраслевой
выставке «Агрофест». Двигатели RGK.ЕС.820 успешно прошли сертификационные
испытания в Дмитрове на полигоне НАМИ. В конструкции учтены все требования по
выбросам вредных веществ на уровне Euro-5, двигатель RGK выполнен на базе
двигателя КАМАЗ.
На
Санкт-Петербургском газовом форуме ООО «Кировский завод - Газовые технологии»
экспонировало опытный образец трактора «Кировец» К-702МА-ПК6 с двигателем на
СПГ. Фронтальный погрузчик оснащен газовым двигателем мощностью 240 л.с.: основное
топливо модели – СПГ, дополнительное – КПГ.
Значительно
возрастает экономический эффект при применении СПГ на карьерных самосвалах. Поскольку
техника эксплуатируются в условиях плохо вентилируемых карьеров с
необходимостью обеспечения кондиционирования кабин, новые технологические
решения позволяют использовать СПГ как хладагент и моторное топливо.
Значительно расширяется рынок сбыта карьерной техники на СПГ: она уже
применяется в Белгородской, Кемеровской, Курской, Мурманской и Свердловской
областях, а также в Республике Саха (Якутия). После развития СПГ–инфраструктуры
в регионах возможно значительное увеличение парка строительной техники на СПГ,
что даст соответствующий экономический эффект.
Например,
уже с 2015 года занимается переводом карьерных самосвалов на СПГ Ковдорский
горно-обогатительный комбинат. Модернизация и техническое перевооружение проводится
производителем строительной техники – компанией «БЕЛАЗ», с участием немецкой
компании «Хайнцман». Топливные баки поставляются компанией «Гелиймаш».
Реализация инвестиционного проекта позволит существенно снизить затраты на ГСМ
и значительно повысить уровень экологической безопасности при разработке
карьера.
На
недавней Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» был представлен
газомоторный самосвал «БЕЛАЗ» грузоподъемностью 45 тонн, укомплектованный газопоршневым
двигателем «Кунгур-550» разработки уральского предприятия «Технология 1604» на
базе дизеля «ЯМЗ-240». В качестве топлива применяется СПГ – метан. Двигатель
способен развивать мощность 550 лошадиных сил и обладает газотурбинным
наддувом.
Необходимо
подчеркнуть, что грузоподъемность и снаряженная масса самосвала «БЕЛАЗ-75476»
остались точно такими же, как и у хорошо известного дизельного «БЕЛАЗ-7547». Но
при этом газовый самосвал стал на 10 % мощнее, более экономичен и обладает
оборудованием для низкого уровня выбросов вредных веществ, что крайне актуально
при разработке глубоких карьеров.
В
завершение доклада было отмечено, что перевод карьерных самосвалов на природный
газ в качестве моторного топлива позволит сократить затраты на моторное топливо,
уменьшить расход моторного масла на 30-40%, в 2-3 раза снизить содержание токсичных
и канцерогенных веществ в отработавших газах, подавить шум от работы двигателя
на 3-5 децибел и увеличить ресурс работы двигателя в 1,5 раза! К 2030 году
ожидается рост объемов потребления СПГ по сельскохозяйственной технике – на 8%,
железнодорожному транспорту – на 9%, карьерной технике – на 23%, водному
транспорту – на 27%, магистрального транспорта – на 33% от общего объема!
Научными
исследованиями по множеству направлений в сфере ТЭК, включая вопросы разведки и
разработки нефтегазовых месторождений, в течение многих занимается Институт
проблем нефти и газа (ИПНГ) РАН, научным руководителем которого является член
Бюро НТС ПАО «Газпром» академик РАН А.Н.Дмитриевский. При активном участии и
содействии ИПНГ РАН ПАО «Газпром» проводит широкий спектр работ для повышения
эффективности работы нефтяной и газовой промышленности, развития энергетической
инфраструктуры, роста объемов добычи и поставки энергоресурсов. Проблематика освоения
и поиска инновационных решений для месторождений «Заполярное» и «Ямбург»
затрагивалась в докладе заместителя главного инженера ООО «Газпром добыча
Ямбург» д.т.н. А.К.Арабского. Отмечались потенциальные осложнения при освоении
офшорных месторождений: пропахивание дна подводной частью стамух с образованием
траншей до 1,5 метров в глубину, высокая прочность пресного льда на сжатие,
толщина льда до 2,5 метров, активное торошение льда с появлением сопутствующих
ему навалов при подвижках ледяных полей возле неподвижных объектов и подвижки
ледяных полей в зимний период.
Среди
основных инновационных направлений реализации потенциала ИУС газодобывающих
предприятий отмечалась не только интеграция ИУС газового промысла с системами математического
моделирования разработки месторождения, но и расширение возможностей ИУС с системой
телемеханики для повышения оперативности и точности контроля за разработкой
месторождения с повышением надежности существующей ИУС за счет нестандартных и
инновационных решений, а также модернизация ИУС за счет ее внутренних резервов
до уровня объектно-ориентированной с искусственным интеллектом. При групповых
газодинамических исследованиях кустов газовых скважин они контролируются телеметрией
в режиме «on–line» на различных уровнях отборов, при этом учитывается реальное
взаимовлияние скважин куста «работающих в один шлейф» и исключается выпуск парниковых
газов в атмосферу. При испытаниях суммарный дебит скважин остается постоянный,
а ИУС позволяет вести прослушивание скважин параллельно стандартным ГДИ с целью
уточнения текущих параметров пласта и хранит получаемые результаты в своей БД,
при этом весь газ при испытаниях поступает к потребителям и реализовано
автоматическое управление прослушиванием добывающих скважин.
В
завершение доклада отмечалась роль риск–ориентированного подхода к проблемам
действующих газовых промыслов с выявлением основным проблем, связанных с
конкретной стадией жизненного цикла месторождения, среди которых – не только
определение задач, предварительное решение которых требует организации творческих
коллективов с привлечением специалистов из академических институтов РАН и
сторонних исследовательских и проектных организаций с перспективой последующего
выхода на НИОКР, но и выявление задач, инновационное решение которых можно получить
с минимальными затратами на реконструкцию своими силами, а также постановка
задач, инновационное и объектно-ориентированное решение которых можно реализовать
на базе имеющейся ИУС с телемеханикой своими силами. Успешное сотрудничество
институтов РАН и ПАО «Газпром» позволяет оперативно решать масштабные научные
задачи для повышения эффективности функционирования ТЭК РФ.
Также
на серии заседаний были представлены другие доклады. Информационным партнером
форума «ТЭК России в XXI веке» традиционно выступил Международный
научно-технический журнал «Нефтегазопромысловый инжиниринг».
Выводы
и рекомендации:
1. Среди проблем, сдерживающих развитие
ТЭК РФ, следует отметить законодательные недоработки, например, правовые
пробелы и внутренние и внешние противоречия в текстах нормативно-правовых
документов (НПД). Например, в НПД отсутствует описание комплексного подхода,
связанного с использованием СПГ и размещением объектов по его производству.
2. Масштабное внедрение СПГ должно проходить
в соответствии с разработанной и научно обоснованной концепцией, утвержденной
Правительством РФ. Необходимо провести подробный анализ состояния промышленных,
финансовых и социально-экономических сфер Субъектов Федерации РФ.
Предварительный анализ данных свидетельствует о наличии стабильно растущего
рынка потенциальных потребителей СПГ.
3. Мероприятия по внедрению СПГ должны
проходить строго в соответствии с утвержденными НПД Концепциями развития
регионов РФ. Необходимо расширение доступа к специальным научно-техническим и экономическим
изданиям по тематике СПГ.