Российские «Миры» прибыли на Женевское озеро
01.06.2011
Источник: Наша газета,
Ольга Юркина
Исследования Женевского озера на глубоководных аппаратах «Мир» Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН пройдут с июня до середины августа
Проехав более 1500 километров по земле, от Калининграда до Швейцарии, глубоководные аппараты Института океанологии РАН обосновались в порту Лё Бувре, где команда российских специалистов готовит их к погружению в озеро. Научный проект élémo под эгидой Федеральной политехнической школы Лозанны может стартовать.
«Наша Газета.ch» уже рассказывала подробно о международном научно-исследовательском проекте élémo, осуществление которого стало возможным благодаря Почетному консульству России в Лозанне и фармацевтической компании Ferring Pharmaceuticals. Исследования Женевского озера на глубоководных аппаратах «Мир» Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии Наук пройдут с июня до середины августа. Затем собранные уникальными батискафами данные отправятся в лаборатории научных институтов, участвующих в проекте. Среди них - Университеты Женевы и Невшателя, Верхней Савойи, Ньюкасла, Швейцарский институт водных исследований EAWAG, Национальный институт агрономических исследований Франции INRA, Национальный центр научных исследований Франции CNRS, Российская Академия Наук и американский Институт океанографии Woods Hole. Координатором проекта, главная цель которого – изучение влияния загрязняющих микрочастиц на воду, - стала Федеральная политехническая школа Лозанны EPFL и профессор Ульрих Леммин. С российской стороны экспедицию на Женевское озеро возглавляет член РАН, профессор Анатолий Сагалевич, один из создателей «Миров» и руководитель главных экспедиций глубоководных аппаратов.
Транспортировка батискафов весом 18 тонн каждый и сложнейшего оборудования заставила организаторов побеспокоиться. ««Миры» первый раз путешествовали наземным путем, на трейлерах, потому что по железной дороге их перевозить нельзя, - поделился трудностями с «Нашей Газетой.ch» сотрудник Почетного консульства РФ в Лозанне и участник экспедиций Михаил Красноперов. - Из Калининграда – с базы Института Океанологии РАН – батискафы добирались до Женевского озера почти четыре дня. Хотя дистанция составляет всего 1 800 километров – расстояние, которое можно преодолеть за сутки, - много времени уходило на решение административных проблем на таможнях. Перевезти специальный груз не так просто».
В итоге на немецко-швейцарскую границу батискафы доехали только в пятницу вечером, когда таможенный пост уже был закрыт. Пришлось ждать все выходные. И только в понедельник вечером «Миры» добрались в Лё Бувре (Le Bouveret), где их уже ожидала команда.
Вокруг аппаратов, обосновавшихся в швейцарском порту, во вторник царило радостное оживление. Исследователи окружили батискафы и вместе с командой российских специалистов примеряли оборудование и приборы, которые «Миры» погрузят в Женевское озеро. Глубоководные аппараты Института океанологии были разработаны и сконструированы в Финляндии в 1987 году для научных экспедиций, однако по необходимости их можно «снарядить» любым оборудованием. Джеймс Кэмерон, например, с помощью «Миров» смог осуществить уникальные съемки затонувшего «Титаника» для своего оскароносного фильма: при этом на один из аппаратов устанавливались камеры, а на другой – осветительные приборы. Кроме спуска в Атлантический океан, самыми известными экспедициями российских батискафов в последние годы стали погружение под лед на Северном полюсе («Арктика-2007») и исследование озера Байкал.
Из последнего, в котором команда ученых из Федеральной политехнической школы Лозанны под руководством профессора Ульриха Леммина принимала участие вместе с Анатолием Сагалевичем, Михаилом Красноперовым и Почетным консулом России в Лозанне Фредериком Паулсеном, и родилась идея научной миссии в Женевском озере. Благодаря российским «Мирам» у исследователей будет возможность гораздо точнее изучить хрупкую и сложную экосистему самого большого альпийского водоема, главного источника питьевой воды региона.
В последнее время состояние озера вызывает все больше опасений: основная угроза исходит от загрязняющих микрочастиц, не поддающихся современным системам очистки воды. Даже если на данный момент они представлены в Женевском озере в ничтожном количестве, скапливаясь, эти частицы, среди которых – токсичные тяжелые металлы, могут серьезно повлиять на экологическое равновесие водоема и отравить всю цепь питания, добравшись до организма человека. Поэтому необходимо исследовать поведение и распространение в воде загрязняющих элементов уже сейчас.
«Миры» участвуют только в первой стадии проекта - сборе образцов и проведении измерений. Программа élémo рассчитана на четыре года и объединяет несколько исследований в разных научных сферах: физики, микробиологии, химии, геологии. Результаты совместной работы позволят ученым сделать более точные выводы об общем состоянии экосистемы Женевского озера и его функционировании. Полученные данные впоследствии можно будет использовать для борьбы с загрязнениями других пресных водоемов.
Российские батискафы, вооруженные разработанными специально для этой цели аппаратами, обследуют три участка Женевского озера: прибрежную зону Види в Лозанне (Vidy), где находится одна из очистительных станций, самую глубокую часть озера, пока мало изученную, и дельту Роны. Изучение физических феноменов, влияющих на течения воды, позволит лучше понять механизмы распространения загрязняющих микрочастиц и решить, какие участки окажутся наиболее чувствительными к заражению в случае опасности.
Геологов интересует история каньонов Роны, сформировавшихся в течение тысячелетий в дельте реки и скрывающих одну из многочисленных тайн рельефа земной поверхности. Исследования с точки зрения микробиологии помогут изучить многообразие микроорганизмов, обитающих в озере, в частности, бактерий, скопившихся в отложениях и грунте. Ученые воспользуются некоторыми бактериями, особо чувствительно реагирующими на загрязнения, как индикаторами здоровья озера и его экосистемы.
Изучение химических процессов в водоеме позволит обнаружить незаметные при обычных тестах элементы и исследовать их взаимодействие друг с другом. Некоторые субстанции, безобидные в малых количествах, могут оказаться токсичными при соединении с другими частицами или скоплении на маленьком участке. Ко всему прочему, планктон поглощает токсичные микрочастицы, и вредные вещества, накапливаясь в организмах обитателей озера, могут негативно сказаться на здоровье людей. Цель ученых - понять, откуда исходит потенциальная опасность и как деятельность человека на берегах озера сможет повлиять на его экосистему в ближайшем будущем.
"«Миры» позволят сделать важные измерения в естественной среде, не поднимая образцы на поверхность, - радуется уникальной возможности профессор Института Фореля при Женевском университете Мари-Луиза Терсье, руководитель проекта по исследованиям частиц тяжелых металлов в прибрежной зоне Види. - Совместно с другими участниками программы мы разработали сверхчувствительный аппарат для проведения измерений в воде. Тяжелые металлы - токсичные вещества, которые могут оседать на планктоне и грунте, не растворяясь. Их химическое поведение меняется в атмосфере, при смене температур и давления, поэтому нам очень важно проводить наблюдения и измерения на месте. Теперь это стало возможным благодаря «Мирам»".
Центральная тема – исследования загрязнения озера – сопровождается в élémo множеством других проектов, научных экспериментов, которые помогут осуществить «Миры» благодаря своему уникальному строению и экипировке. Один из исследователей, заинтересовавшихся экспедицией, - сотрудник EPFL Йосеф Ахтман. В сфере его интересов – изучение способности к флуоресценции некоторых водных организмов, например, кораллов, которые таким образом защищаются от ультрафиолетовых лучей, предполагают ученые. Феномен флуоресценции в пресных водоемах изучен гораздо в меньшей степени, чем в морях. Обладающие редкой способностью организмы были обнаружены в Байкале, но «это гораздо более древнее озеро, чем Женевское», - объясняет Йосеф. Если получится обнаружить похожие организмы здесь – с помощью специального фильтра на фарах «Миров», - это откроет новые перспективы в изучении феномена, а также в биотехнологиях, активно использующих его. Вопрос о том, когда можно будет устанавливать фильтры, Йосеф и приехал обсудить с техническим персоналом «Миров».
Сопровождающая российские батискафы команда – инженеры, техники, ученые, участвовавшие в строительстве «Миров» и сопровождавшие их во всех экспедициях – спусках на «Титаник» и на затонувший немецкий «Бисмарк», исследованиях погибшей советской атомной подводной лодки "Комсомолец" в Атлантическом океане... «26 человек, всем сердцем преданных своему делу. Золотые руки и головы», - добавляет Михаил Красноперов, с сожалением замечая, что молодое поколение не спешит интересоваться «Мирами» и подводными экспедициями.
А зря. Судя по рассказам членов экипажа – а каждый из них может поведать бесчисленное количество увлекательных историй, - спуск на уникальных батискафах – ни с чем не сравнимое приключение. Владислав Кушников, ответственный за техническую часть, рассказал, что для него самым ярким зрелищем и впечатлением под водой остаются термальные источники, образующиеся в разломах океанической коры. Командир глубоководного аппарата Евгений Черняев, который, по его собственному меткому замечанию, пробыл на «Титанике» больше времени, чем пассажиры легендарного лайнера, пока проводил погружения, признался: «Однажды меня спросили, не надоело ли мне погружаться... Но каждый спуск, даже в одну и ту же точку, становится чем-то особенным, новым и интересным. Я с детства любил воду и увлекался электроникой. Когда меня пригласили работать для «Миров», сначала как инженера, я понял, что это дело моей жизни. Оно позволило соединить воду и технику».
Несмотря на колоссальные останки «Титаника» или «Бисмарка», в памяти Евгения Черняева одним из самых ярких моментов остается путешествие к деревянной шхуне XVIII века, обнаруженной в Атлантическом океане. «Когда я увидел остов маленького судна – не более тридцати метров длиной, - оставшиеся на нем личные вещи экипажа, навигационные приборы, меня глубоко тронула и поразила мысль о том, какие же мужественные люди не побоялись идти в открытое море на таком суденышке. Ведь даже на массивном корабле, когда начинается качка, чувствуешь себя, как на тонкой щепочке... А чтобы отправиться в океан на такой шхуне нужно обладать невероятной отвагой и силой воли».
Женевское озеро, конечно, не Атлантический океан, не Северный полюс и не Байкал. Но для «Миров» в нем тоже будет работа. И до 14 июня – даты первого погружения – осталось провести тестирование оборудования и установить на батискафах специально разработанные для исследования озера инструменты. Например, масс-спектрометр американского института Woods Hole для анализа составляющих воды в реальном времени, или уникальный прибор, разработанный в Австралии и комбинирующий гидролокатор и оптические инструменты для создания картографии дна озера. Помимо прочего, на «Мирах» будут установлены 12 буравых инструментов для взятия образцов с отложений и 11 капсул для хранения проб воды. Две механические руки батискафов облегчат взятие образцов, а способность «Миров» одновременно проводить измерения в горизонтальной и вертикальной плоскостях позволит зондировать Женевское озеро вдоль и поперек, не пропустив ни одного существенного момента. Пока же на глубоководных аппаратах можно было заметить только специальные облегчающие вес балласты, которые позволят «Мирам», разработанным для погружений в соленую плотную воду, чувствовать себя в пресной, как рыба...