http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2c9b0851-3941-49ed-a1ac-2fb7dc43dd3f&print=1© 2024 Российская академия наук
По мнению Рафаэля Арутюняна, члена экспертного совета при Правительстве РФ, в прошлом ликвидатора последствий чернобыльской аварии, истоки всех крупных атомных ЧП в мире одинаковы: чрезвычайная политическая самонадеянность и пренебрежение вопросами безопасности. СССР не желал усваивать уроки аварии на АЭС Три-Майл-Айленд, случившейся в марте 1979 года в американском штате Пенсильвания, полагая, что это исключительно проблемы далекого заокеанского соперника. До тех пор, конечно, пока в апреле 1986 года не произошла невиданная по своим последствиям Чернобыльская катастрофа, заставившая содрогнуться весь мир. Япония вплоть до марта 2010 года оставалась убежденной в своем технологическом могуществе, даже не просчитывая такие «мелочи» как вероятность подъёма воды в районе АЭС Фукусима более чем на четыре метра.
И вот опять в отчаянных попытках модернизации ядерной энергетики отдельно взятая страна, на этот раз Украина, пренебрегает «мелочами».
Стремясь минимизировать контакты с Россией, которая периодически воспринимается украинской элитой как главный геополитический соперник, а подчас даже и враг, Украина отказывается от соглашения с Россией по эксплуатации атомных объектов. Несмотря на то, что вся украинская атомная энергетика имеет глубокие советские корни и завязана на советские технологии.
Председатель Социально-экологической партии «Союз. Чернобыль. Украина», тоже ликвидатор аварии на ЧАЭС Юрий Андреев объясняет этот выпад тем, что на сегодняшний день в Украине не готовят специалистов, которые могли бы оценить риски подобных решений, а немногочисленные эксперты, которые есть, представляют общественные организации или науку, и по большей части не имеют возможности влиять на власть. В то же время политические приоритеты всем понятны, поэтому их логика берет верх абсолютно во всех вопросах.
«Проект строительства саркофага Арка над разрушенным блоком Чернобыльской АЭС, который реализует французская компания Novarka, стоимостью 550 000 000 долларов, в ядерном отношении опасный, – полагает Юрий Андреев. – Он не отводит тепло и даже по размерам, к сожалению, не правильно просчитан. Через несколько лет его придется разбирать, так как он не устраняет угрозы саркофага, а только консервирует их на время. Получился бессмысленный во всех отношениях проект, даже в экономическом, так как задействованные в нем украинцы получают крайне низкую зарплату в отличие от нанятых турков и французов».
Юрий Андреев напоминает, что уже имевшие место после развала СССР попытки американского концерна Westinghouse Electric Company адаптировать свое топливо для ядерных реакторов стран Восточной Европы, в частности АЭС «Темлин» (Чехия) и Южно-Украинской АЭС привели к повреждениям топливных блоков станций. От этого топлива тогда отказались. Но в Украине, в очередной раз увязшей в разногласиях с «большим и страшным» восточным соседом – РФ – снова созрело решение возобновить поставки якобы еще раз доработанных топливных кассет из США (15 апреля министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан сообщил, что уже в апреле НАЭК «Энергоатом» подпишет с американской компанией Westinghouse контракт на поставку ядерного топлива для загрузки трех энергоблоков АЭС Украины).
Эксперта беспокоит больше всего то, что в самой Украине даже не обсуждаются потенциальные угрозы, которые могут возникнуть в связи с переходом на новое топливо. Никаких исследований и дискуссий. А речь идет ни много ни мало о ядерной безопасности.
«Тогда, по поставщику топлива Южно-украинской станции решение принимал наш, украинский специалист, правда, с бухгалтерским образованием. Сейчас вообще всё решает Запад, у которого во главе угла свои экономические интересы. Украинские эксперты в этом не участвуют, техническая экспертиза не проводится, и это очень обидно, – констатирует Юрий Андреев. – В случае чего американцы возьмут ответственность только за топливо, но не за реакторы».
Безопасность атомных объектов во время непрекращающихся политических баталий в Украине висит буквально на волоске. Во время революционного всплеска Майдана группа митингующих даже пыталась захватить здание Министерства энергетики Украины, и этот жест не рассматривался как что-то из ряда вон выходящее. Вся энергия сегодняшних политиков, к сожалению, направлена на какую угодно борьбу, но только не за обеспечение безопасности ядерной энергетики, которая однажды уже сыграла злую шутку с советской Украиной (в СССР, увы, тоже мало кто из власти рисковал брать на себя ответственность за решения по конкретным действиям в критические моменты, кроме тех несчастных, у кого просто не оставалось выбора). В таких сугубо технических и научных вопросах как ядерная безопасность в современном, уже во многом европейском Киеве, видимо, положиться снова не на кого. Путь проб и ошибок.