http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2ca429d8-0b74-4a83-be4d-8d68b1ea797c&print=1© 2024 Российская академия наук
Поэт написал: "большое видится на расстоянии". Действительно, из наших продвинутых дней значимость Блохина особенно заметна. Показательно, что его имя носит всемирно известный онкологический центр на Каширском шоссе.
Впервые услышала фамилию Блохина в далекие 40-е от своего отца, который с восторгом рассказывал о молодом хирурге, который проводит необыкновенные операции в госпитале, где отец служил во время войны. А уже после войны старшая сестра взяла меня, школьницу, с собой на выступление Блохина, который рассказывал о поездке в Америку. Сейчас, когда любое путешествие в любую страну обычное дело, трудно даже представить, что значил тогда рассказ человека, побывавшего в "самой Америке". Даже то, что этот человек мог свободно общаться с американцами на их языке. Молодой Блохин говорил не только и даже не столько о медицине, сколько об Америке и американцах.
Столько лет с тех пор прошло. Столько было разных встреч с разными людьми. А значимость, если угодно масштаб личности Блохина, остался навсегда. И не удивило, то сорокалетний горьковский (Нижегородский) травматолог и ортопед Николай Николаевич Блохин, можно сказать, ворвался в проблемы онкологии. На всю свою жизнь. Блохин - основатель современной советской и российской онкологической школы. С его именем связаны многие научные направления: хирургия, химиотерапия, радиология, эпидемиология рака.
В начале нынешнего века расшифрован человеческий геном, осуществлена полная идентификация генома некоторых опухолей, охарактеризованы 400 раковых генов. Но стоит напомнить, что именно Николай Блохин развернул генетические исследования в онкологии. У него был особый дар первооткрывателя, чувство перспективы.
Мне довелось подготовить с Николаем Николаевичем пару статей для газеты и одну телепередачу. Не скрою, хотелось от него услышать, как бы теперь сказали, "жареные факты" из онкологической практики. А Николай Николаевич упорно сводил разговор к важности развития фундаментальных исследований. Кстати, не только в онкологии, что было особенно заметно в его бытность президентом академии медицинских наук.
Перед сегодняшним заседанием в Онкоцентре академик Михаил Давыдов дал мне текст актовой речи Блохина. У нее очень современное название - "Деонтология в онкологии". Отрывком из нее и закончу эту заметку о своем великом земляке - нижегородце.
"Забота о больном, о его интересах должна быть прежде всего. Врачи не должны позволять себе рискованных экспериментов на людях. Когда говорят, например, о "смелых" хирургах, надо помнить, что храбрость хирурга, рискующего жизнью больного, существенно отличается от личной храбрости солдата, который рискует собственной жизнью. То же можно сказать и о представителях других специальностей, которые предлагают или апробируют новые лекарства, не редко более опасные, чем хирургический нож".