http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2caff62a-ab8d-4693-b55e-978ab0475d63&print=1© 2024 Российская академия наук
МН: Артур Николаевич, каков все-таки главный результат экспедиции?
ЧИЛИНГАРОВ: Практически мы сделали географическое открытие. Оно будет вписано в историю. Есть страны, которым это не нравится. Если хотят - пусть опускаются, ставят свой флаг. Но все задумывалось именно как географическая экспедиция. Основная задача - провести "Академика Федорова" до Северного полюса и достигнуть дна в этой точке. Попутно ставились и другие задачи: произвести работы с помощью глубоководных аппаратов "Мир" - взять пробы воды, грунта. Эти задачи выполнены, результаты будут обрабатываться. Работа по геофизическому исследованию российского шельфа продолжается. И у нас "право первой ночи", мы - первые. На шельф претендуют Дания и Канада, но у них таких ледоколов нет.
Трудностей было много: и провести судно сквозь льды, и найти полынью, чтобы именно в точке Северного полюса попасть на дно. Но самое трудное - принятие решений. Поэтому я сам пошел на глубину, хотя должен был оставаться на борту судна. И теперь, стесняясь, смущаясь, могу сказать: это был подвиг. Сам спуск был безумно рискованным: приборы показывали скачки плотности во время погружения, но ведь там мог быть грунт. На дне мы полностью покрывались илом, а он засасывает. А главное - из-подо льда невозможно нормально выйти. Мы выбирались в обнимку все трое. Я знаю лед, я знаю, как он дрейфует. Тридцать лет назад я опускался в акваланге и не мог выйти. Мы рады, что мы на земле. Подо льдом мы пробыли девять часов. А на дне находились полтора часа. Это очень много. И океан не отпускал нас. Миллионы лет там никого не было. А мы взяли пробы грунта и воды и даже поймали одну актинию, хотя чуть сами там не остались! Как сказал академик Леонов, участвовавший в экспедиции, каждый кусочек со льда океана - это огромная ценность. Этих кусочков не очень много, но они позволяют сделать геологические выводы.
Наша экспедиция отработала уникальную технологию. Дальше - дело за наукой. Теперь стоит государственная задача - доказать продолжение шельфа. Эксперты сравнивают энергетические запасы в этом районе с запасами Арабских Эмиратов. Но здесь есть своя особенность - лед.
Сегодня мы прирастаем Арктикой. Президент принял нас не только как исследователей. Он подтвердил: мы будем заниматься Арктикой, это наше будущее. И мы счастливы, что нас так встречали.