http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2d67f14f-1a18-47d8-a651-1e9424517a9c&print=1© 2024 Российская академия наук
В правительстве обсуждается возможность реализации в России мирового научного проекта масштаба megascience, сообщил вчера журналистам директор департамента науки, высоких технологий и образования кабинета министров Александр Хлунов. Чиновник рассказал, что потенциальные претенденты из числа научных структур уже представили расчеты стоимости реализации своих проектов и прогнозы по возможным прорывным результатам, которые могут быть достигнуты. Центр должен решить одну из главных проблем российской науки - остановить продолжающуюся уже несколько десятков лет "утечку мозгов".
Сегодня российские ученые активно вовлечены в работу подобных международных исследовательских центров за рубежом. Например, они участвуют в проектах по созданию термоядерного реактора ИТЭР во французском Кадараше, работают на Большом адронном коллайдере Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), вовлечены в проект строящегося самого большого в мире Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL) в Германии.
Теперь речь идет о том, чтобы наши специалисты стали не только желанными гостями в подобных международных проектах, но и хозяевами одного из них. "Нам действительно очень важно, чтобы на территории России появился признанный мировыми учеными проект, куда они хотели бы приезжать, заниматься крупной наукой, достигать высоких результатов и Нобелевских премий", - заявил Хлунов. Скорее всего для реализации такого межгосударственного проекта потребуется создание специальной международной организации.
В России была предпринята попытка реализации подобной идеи в рамках ядерного центра в Дубне. Но, по словам Хлунова, недостаток этого опыта в том, что работает он при доминирующей роли России. "В новом проекте желательно, чтобы та-кое же деятельное участие принимали и другие страны", - отметил чиновник. Представитель аппарата правительства признал, что такой проект - "это очень дорогое удовольствие, иногда превышающее (по стоимости) $10 млрд". А "условиями международной кооперации, характерными для их реализации, является тот факт, что страна-хозяин вкладывает существенную долю инвестиций в него", предупредил чиновник.
Сейчас в правительстве рассматривают несколько претендентов на статус megascience-проекта. По словам Хлунова, уже проведена стоимостная оценка каждого из них, представлены предварительные ожидаемые результаты, которые могут быть достигнуты в ходе их реализации, есть оценки того, какого уровня ученых они могут заинтересовать.
В качестве наиболее реальных альтернатив Хлунов назвал линейный коллайдер НИКА, создаваемый на основе существующего в Дубне нуклотрона (конкурирующий проект собираются к 2019 году реализовать США), исследовательский ядерный нейтронный реактор ПИК в Гатчине, а также некий проект в Протвино. Чиновник имел в виду протвинский ускоритель, поясняет ученый секретарь Института физики высоких энергий Юрий Рябов: "Другого проекта, подходящего под категорию megascience, кроме как ускорительный комплекс высокоинтенсивных адронных пучков, я не знаю".
Эксперты уверены, что речь уже идет о первых планах Агентства стратегических инициатив, о создании которого - пока на общественных началах - недавно объявил премьер Путин. Причем научный мегапроект главы кабинета выглядит как политическая альтернатива президентскому "Сколково", уверен декан факультета прикладной политологии ВШЭ Марк Урнов. "Последние шаги Путина - это уход на то поле, которое обеспечивало Медведеву рост популярности", - убежден Урнов.
Прежняя редакция правительственной "Стратегии-2020" - это программа стагнации, в ней ничего не предполагалось менять, никаких инноваций и расширения притока иностранного капитала, говорит Урнов: "Не было там и демонополизации отраслей, расширения экономических связей с развитыми странами. Сейчас путинские пиарщики почувствовали здесь большой прокол и стали активно наращивать усилия по привлечению ориентированных на модернизацию слоев общества". "Правительство наверстывает отставание. Задача в построении у нас национальной инновационной системы и в посланиях президента, и в отчетах правительства уже, наверное, третий год повторяется", - соглашается советник Института современного развития Никита Масленников.
Некоторым идея премьера показалась даже более сильной и выигрышной, чем президентская. "Проектный подход более разумен, чем общеструктурный, каковым должен стать инноград "Сколково", - считает президент НАИРИТ Ольга Ускова. - Для конкретного проекта есть целевая задача, можно установить сроки, обосновать ожидаемые результаты, обеспечить адресное расходование средств. К тому же есть возможность начать работу на базе старых научных центров, которые обладают очень хорошей инфраструктурой и фундаментальной школой. Такой подход мне кажется более здравым, чем строительство на Рублевке".
***
"Последние шаги Путина - это уход на то поле, которое обеспечивало Медведеву рост популярности"
Марк Урнов, декан факультета прикладной политологии ВШЭ