http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2d6af14d-7997-4da5-aeaf-03bd85b5d099&print=1© 2024 Российская академия наук
О грядущем изменении «прописки» научных судов, которые сотрудники Тихоокеанского океанологического института, Института биологии моря, Института морской геологии и геофизики и других организаций Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) считают своими и которыми пока еще распоряжается Центр коллективного пользования «Научный флот ДВО РАН», ученые узнали постфактум – после объявления 21 января на заседании Совета по гидросфере Земли решения ФАНО о создании Центра коллективного пользования (ЦКП) «Научный флот» при Институте океанологии РАН им. Ширшова.
Это только в Плане структуризации научных организаций, который ФАНО представило широкой общественности в прошлом году, декларируется принцип открытости: «Структуризация научных организаций проводится на основе предложений научных организаций, открытого общественного обсуждения программ развития, информирования научного сообщества о мероприятиях в рамках структуризации». На деле все получается иначе.
«К сожалению, Положение о ЦКП «Научный флот» было подготовлено без обсуждения с морскими институтами Дальнего Востока и, на наш взгляд, требует существенной переработки, - обратился к руководителю федерального агентства директор Тихоокеанского океанологического института им. Ильичева Вячеслав Лобанов. – Серьезные опасения вызывает предложение передать все научно-исследовательские суда, береговую инфраструктуру, а также управление финансовыми потоками на содержание флота в один конкретный институт. Это противоречит принципу коллегиальности управления, лежащему в основе ЦКП».
Кроме того, считают дальневосточники, передача управления научным флотом ДВО РАН в Институт океанологии им. Ширшова, - «несомненно, имеющий богатый опыт, но находящийся в Москве» - неизбежно приведет к потере оперативности при решении вопросов содержания судов во Владивостоке, особенно, при проведении экспедиций. «Такой подход не учитывает государственные приоритеты России по развитию Дальнего Востока, освоению морей восточной Арктики и Тихого океана».
Среди аргументов столичных чиновников в пользу единого федерального ЦКП - нынешнее «непрофессиональное управление флотом», иллюстрацией к которому послужила ситуация с судном «Академик Николай Страхов», принадлежащим Геологическому институту РАН (Москва). В августе 2013 года после аварии в Индийском океане судно было пришвартовано в порту Коломбо. Расходы по ремонту должны были лечь на фрахтователя - «Моргеослужбу», однако эта организация своих обязательств не выполнила, в результате чего у института образовался долг перед портом в размере 200 тыс. долларов. Вернуть корабль удалось лишь недавно, когда ФАНО согласовало с правительством вопрос о дополнительном финансировании работ по ремонту и после переговоров с местными властями при участии специалистов Института океанологии им. Ширшова было восстановлено жизнеобеспечение экипажа. В декабре прошлого года ремонт был закончен, судно покинуло порт Коломбо и прибыло на родину, что символично, 21 января 2016 года – в день объявления о создании единого Центра коллективного пользования научным флотом.
«Решение, принятое в своё время о том, чтобы передать два судна – «Академик Николай Страхов» и «Академик Борис Петров» двум институтам – было ошибочным, - заявил по этому поводу директор Института океанологии им. Ширшова Роберт Нигматулин. - Сейчас мы эту ошибку вынуждены исправлять. Когда у вас одно судно, вы не имеете возможности иметь профессиональный отдел флота. Эксплуатация судов, их содержание, ремонт – это деятельность хозяйственная, отличная от деятельности научной, поэтому это должен быть профессиональный центр коллективного пользования, укомплектованный профессионалами. Академики и члены-корреспонденты должны распределять экспедиции, а как судно ремонтировать, где и как его содержать – должны решать профессионалы».
Однако в ДВО РАН обвинений в непрофессиональном обращении с флотом не поддерживают – все суда и береговая инфраструктура в регионе находятся под единым руководством Управления научно-исследовательского флота ДВО РАН, при котором и действует дальневосточный ЦКП. Здесь сформировался коллектив, способный грамотно содержать и эксплуатировать флот, ежегодно проводить не один десяток экспедиций, в том числе крупных комплексных, в рамках международных программ «Глобальная система наблюдения Мирового океана», «Газогидраты склона Сахалина», «Совместные исследования окраинных морей Азии» и др.
«Экспедиционные исследования не прекращались и в 90-е годы, когда их финансирование академией наук свелось к нулю. Развитие сотрудничества с соседними странами (Япония, Корея, Китай), а также США, Канадой, Германией, Тайванем и Вьетнамом позволило проводить морские исследования в постперестроечный период и, главное, сохранить научный флот, квалифицированный персонал экипажей судов и научных отрядов» - отмечает Вячеслав Лобанов.
И то, что сейчас, после десятилетий работы в условиях жесточайшего недофинансирования, найденных способах все-таки проводить экспедиции и добиваться результатов, отработанных схемах согласования работ с российскими институтами, зарубежными инвесторами и даже Минобороны, их лишают права самостоятельно управлять флотом, задевает наших ученых за живое. Так, что даже в своем коллективном обращении на имя президента РАН академика Фортова, министра по развитию ДВ Галушко, руководителя ФАНО Котюкова и полпреда в ДВФО Трутнева, сотрудники Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) называют процесс «имеющим признаки рейдерского захвата».
По словам заведующего лаборатории палеоокеанологии ТОИ Сергея Горбаренко, сотрудников института возмущает и тот факт, что вся первичная уникальная научная информация, полученная в экспедициях, будет уходить в первую очередь московским коллегам, что поставит институт им. Ширшова в привилегированное положение и снизит вес дальневосточных ученых в научном мире.
- В случае создания центра коллективного пользования при любом институте вероятен конфликт интересов, и даже если ЦКП создается вне институтов, но какой-то из них имеет особое влияние (лоббистские мощности) на процедуру принятия решений, - оценил ситуацию академик Павел Минакир, директор Института экономических исследований РАН.
По его мнению, централизация иногда необходима, но она объективно имеет определенные пределы, сверх которых доставляет больше проблем, чем предоставляет преимуществ. «Как правило, централизация управления имущественным комплексом целесообразна, когда он либо выставляется на продажу единым лотом, что в случае флота делать глупо, либо супер неэффективно используется или попросту раскрадывается, либо предполагается его использовать как залог для супер крупного заимствования или привлечения инвестиций (что не предполагается в данном случае). В остальных случаях речь идет скорее о каких-то управленческих удобствах для контролеров или же о намерении сконцентрировать в одних руках ресурс, который в случае распыленного контроля недостаточен для удовлетворения имеющихся потребностей - например, институту нужно использовать одновременно 15 судов, а у него в распоряжении есть только 5, тогда полезно прибрать к рукам весь флот и выделить себе любимому 15, а оставшиеся предложить всем остальным. Но существует и еще одна задача централизации - консолидация ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях, имея в виду поддержание флота, ремонт, строительство новых судов, если денег нет, то может в некотором отношении помочь единый механизм определения таких приоритетов», - отмечает академик Павел Минакир. По словам специалиста Управления имуществом ФАНО Федора Кононкова, создание центров коллективного пользования – часть государственной политики в области управления имуществом образовательных и академических научных организаций. Хотя на данный момент существует множество нерешенных пока вопросов, касающихся их деятельности: «У ЦКП нет единого регламента деятельности, не определены правила наследования имущества, определения прав интеллектуальной собственности». Словом, можно было бы еще подумать, поработать над регламентами, посоветоваться с научным сообществом, но… Спешку и некую кулуарность в решении вопроса по флоту можно объяснить горячностью, с которой федеральное агентство спешит выполнить наказ президента Владимира Путина, данный в конце 2014 года, - о создании центров коллективного пользования. Или чьей-то явной заинтересованностью в организации ЦКП именно при Институте океанологии им. Ширшова.
Чтобы соблюсти интересы и ФАНО по эффективному управлению флотом, и собственные – по оперативному решению задач, касающихся проведения морских исследований, дальневосточники предлагают федеральному агентству создать два ЦКП – Восточного (Тихоокеанского) и Западного (Атлантического). Но, судя по словам Вячеслава Лобанова, эту идею даже обсуждать не собираются и, как показало заседание Совета по гидросфере Земли 19 февраля, концепция одного центра управления флотом при институте им. Ширшова фактически утверждена. Хотя надежда на то, что в последний момент случится «высшее» вмешательство, может, с помощью общественного мнения, и Положение о ЦКП «Научный флот» будет возвращено на стадию обсуждения – на этот раз открытого, с привлечением всех морских институтов страны, - у наших ученых все-таки остается.