http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2db64850-6fc7-46dd-80ad-29143c034dd9&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДЕРН

04.03.2005

Источник: Независимая газета, Владимир Покровский

Создан первый университет, который по праву можно назвать исследовательским

В здании президиума РАН торжественно отметили рождение Научно-образовательного комплекса в области гуманитарных и социальных наук - по сути, первого официально одобренного исследовательского университета в России.

Как читатель наверняка знает, на Западе наука делается либо в университетах, либо, как в США, еще и в немногочисленных национальных центрах. Россия же в области организации исследовательского и образовательного процессов всегда шла по своему пути. Может быть, еще Петр I ошибся (а может, и нет, все это сослагательное наклонение), основав в свое время не университет, а академию, хотя университет тоже предполагалось создать и он как раз входил тогда в нее составной частью. На самом деле, разделение науки и образования было заметно уже тогда, но на результаты это особенно не влияло и худо-бедно все шло так до октябрьского переворота, когда под предлогом смычки этих двух систем их практически окончательно разделили - по весьма прагматическим соображениям. Тем не менее тяга ученых к профессуре и профессоров к исследованиям никогда не иссякала, и вопрос объединения науки с образованием, особенно в последние полтора десятилетия, интересовал их довольно остро. И на самом деле, несмотря на все юридические препоны (вуз, по теперешним законам, не имеет права заниматься исследованиями), такая интеграция во многих местах существовала и существует - в МГУ, в Питере, в Казани, в Ростове, в Новосибирском академгородке и так далее.

Одной из граней научно-образовательной реформы, или, как сейчас власти стыдливо ее называют, "модернизации", была как раз интеграция обоих процессов. Несколько месяцев назад - мы об этом писали - в Москве проходила российско-американская конференция по тому, как обустроить науку в исследовательских университетах. И ученые, и власти с очень большим энтузиазмом тогда к этому отнеслись. И вот - первый росток научно-образовательного модерна. Государственный университет гуманитарных наук первым создает юридическое нечто, что называется Научно-образовательным комплексом и приравнивается к исследовательскому университету.

Государственный университет гуманитарных наук с аббревиатурой ГУГН не слишком широко известен, он даже не имеет собственного здания, хотя имеет множество студентов, а в качестве преподавателей очень профессиональных ученых. Но по стечению обстоятельств именно поэтому ему сам Бог велел возглавить научно-образовательную эстафету.

"Если не считать нескольких арендованных помещений, - сообщил корреспонденту "НГ" ректор университета академик Александр Чубарьян, - все наши факультеты располагаются на территориях одноименных академических институтов: факультет психологии - в Институте психологии РАН, факультет философии - в Институте философии РАН и так далее. Все это академия вот уже в течение десяти лет предоставляет нам бесплатно. Поэтому мы имеем лучших преподавателей, а студенты -возможность работать в лучших лабораториях. То есть с самого начала наш университет был прообразом того, который можно назвать исследовательским. Теперь мы решили сделать еще один шаг".

Шаг этот заключается в создании нового юридического лица - вот этого самого Научно-образовательного комплекса. Учредители - Минобразнауки, Российская академия наук и те институты, на территории которых располагаются факультеты.

"Мы долго думали, прежде чем прийти к такому решению, -рассказывает академик Чубарьян. - Нам говорили: если вы образуете новое юридическое лицо, то надо ликвидировать старые. Это, конечно, было невозможно - как можно уничтожить академические институты психологии, философии, социологии, Институт США и Канады и так далее? Решили всех сделать учредителями, а над ними (или под ними) - комплекс".

Теперь ученые советы институтов и находящихся на их территории факультетов ГУГН объединяются. Объединяются аспирантуры, объединяются созданные во имя присоединения к Болонскому соглашению балакавриаты и магистраты, в которых, как показалось корреспонденту "НГ", мало кто из наших что-нибудь понимает и уже успели наломать дров; образуются системы повышения квалификации или, по современной терминологии, поствузовского образования, что, впрочем, одно и то же, а главное - каким-то образом облегчается преодоление юридических запретов на проникновение науки в образование и обратно.

Также на второй план уходит этикетка "ГУГН", изобретение чиновников, понятия не имеющих о строении русского языка, а на первый план выходит Научно-образовательный комплекс, упоминаемый в не менее грамотных бумагах правительства, и "исследовательский университет", особо подчеркиваемый в бумагах Минобразнауки, занимающегося сейчас модернизацией науки и образования.

Тут, уважаемый читатель, последует незначительное апропо.

Исследовательский университет, по всем канонам западной науки, есть университет, в котором не только обучаются студенты, но и проводятся исследования - в США даже устанавливается отношение - 60: 40 в пользу исследований. Наш первый исследовательский университет отвечает этому требованию с точностью до наоборот -не при университете проводятся исследования, а при исследовательских институтах проводится обучение студентов. Но злорадно предрекать кончину нового начинания "Исследовательский университет a la Russe" у нас нет никаких особенных оснований - у ГУГНа позади 10 лет успешной работы. Конечно, могут быть различные неожиданные конфликты интересов между исследователями и профессорами при слиянии их структур, но это и простительно - первый блин всегда комплексом. Так что даже подстраиваясь под западные образцы, мы опять идем своим особым путем - что разумно, хотя и немножко забавно.

Юридические тонкости, о которых мы упоминали, академика Чубарьяна нисколько не смущают. "Через 2-3 месяца, - уверен он, - они будут преодолены и к сентябрю Научно-образовательный комплекс обязательно начнет набирать студентов".

Первый - всегда первый и всегда требует своих привилегий. Так и здесь. Поскольку модернизация науки и образования в понимании наших властей означает в первую очередь значительное сокращение количества НИИ и вузов, а значит, будет конкурс на соответствие неким стандартам, то эти стандарты вызвался устанавливать именно ГУГН, это особенно подчеркивал Чубарьян. Может быть, в этом и заключается основная причина превращения университета в какой-то комплекс.