ИННОВАЦИИ - ВТОРИЧНАЯ ФУНКЦИЯ
13.12.2006
Источник: Независимая газета-Наука,
Сергей Дзюба
Фундаментальная наука не может быть отраслью народного хозяйства
ПЕРВИЧНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ, ОСОБЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ, - ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НЕ ДУМАЛИ ОБ ИННОВАЦИЯХ, КОГДА ПЫТАЛИСЬ ОСОЗНАТЬ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
У нас в стране сложился довольно странный взгляд на роль науки в обществе вообще и на роль фундаментальной науки в частности. Фактически считается, что наука - что-то вроде отрасли народного хозяйства, задача которой - производство инноваций. Наличие или отсутствие последних считается главным критерием эффективности науки.
Конечно, наука должна производить инновации. Но осмелюсь на крамольное по нынешним "рыночным" понятиям утверждение: эта функция науки вторична. Первичная функция науки, особенно фундаментальной, - расширение представлений об окружающем мире, производство новых знаний. На основе этих знаний уже потом, естественным образом, появляются и инновации. Это появление - второй этап, отделенный от первого по времени, по участникам и по их мотивации. Философы Древней Греции отнюдь не думали об инновациях, когда пытались осознать место человека в окружающем мире. С тех времен в задачах фундаментальной науки по большому счету ничего не изменилось.
Наука - не отрасль народного хозяйства. Это сфера человеческой деятельности. Как и культура, образование, спорт, здравоохранение и т.д. Уровень развития науки определяет не только уровень экономики, но и уровень образования, уровень интеллектуального, культурного и духовного развития нации. В стратегической перспективе - это более важные задачи, чем развитие экономики. Образованное, культурное и развитое интеллектуально общество создаст в конце концов и эффективно работающую экономику. А стране дураков никакие инновации не помогут.
Ставить во главу угла развитие инноваций - все равно, что телегу запрягать впереди лошади. Правильно организованная экономика сама должна гоняться за инновациями и сама стимулировать их появление. Роль государства в инновационной политике должна сводиться только к созданию соответствующих экономических условий и к организации инновационной инфраструктуры - технопарков, особых зон и т.п. А все эти "лоты" - без толку потраченные деньги.
И вопросы развития образования ни в коей мере не должны привязываться к сиюминутным потребностям бизнеса. Тем более что последний и сам не всегда понимает, что ему нужно. Из наших школ и университетов должны выходить не "технари-образованцы" для службы олигархам, а высококультурные Личности, развитые интеллектуально и нравственно. Приоритеты в образовании должны существенно сместиться от конкретных технологических специальностей к гуманитарным дисциплинам. Кстати, почему-то во всех развитых в технологическом отношении странах так с приоритетами дело и обстоит.
Нынешние многочисленные нападки на Российскую академию наук в значительной степени связаны с искаженным представлением о роли науки в обществе. Конечно, внутренние проблемы в академии есть, и проблемы серьезные. Нужны и серьезные реформы. Но главная функция академии - производство знаний - ни в коем случае не должна подвергаться изменению.
Именно эта функция должна быть определяющей, а не производство инноваций.
На фоне сегодняшних стереотипов также часто получает неправильную оценку международная деятельность российских ученых. Так как исследования у нас проводятся в том числе и на западные деньги, существует мнение, что наша наука обслуживает интересы других стран. Давайте разберемся.
Если это прикладные исследования, то тогда это нормальная коммерческая деятельность - экспорт наукоемких технологий и продуктов. Здесь надо только решить проблему отделения бюджетных денег от финансирования этих работ. А если это исследования фундаментальные, тогда финансовые вложения из-за границы (посредством так называемых грантов) происходят не только в получение важных для обеих сторон научных результатов, но и в "человеческий фактор" - укрепление интеллектуальной элиты в нашей стране, привлечение в науку талантливой молодежи, повышение уровня образования и т.д. Причем именно эта сторона является определяющей в политике западных научных фондов. Для них важно заполучить нас в качестве союзников, и союзников цивилизованных. Для нас участие в этом выгодно тем, что такое укрепление человеческого фактора приводит к укреплению научной сферы в жизни нашего общества.
Очень недальновидно сводить все задачи развития общества к решению только экономических проблем. Повышение интеллектуального и духовного потенциала нации - гораздо более важная и благородная задача. И в ее решении роль науки невозможно переоценить.
***
Сергей Андреевич Дзюба - доктор физико-математических наук, профессор, директор Института химической кинетики и горения СО РАН (г. Новосибирск).