http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2ee04541-689f-4702-8310-22c0c6cf9b13&print=1
© 2024 Российская академия наук
Глеб
Евгеньевич Лозино-Лозинский в своем рабочем кабинете. На столе – макет многоразовой
транспортной космической системы МАКС. 7 декабря 1994 г.
«Мы неудачников вялое племя
Болтаем о бабах, хоккее, вине.
Рисуем
бумажки, а в это время
Американцы
летят к Луне».
«Империалисты
сидят на Луне»
Этот
юмористический стишок, появившийся в новогодней стенгазете в самом начале
1970-х, принадлежал коллективному авторству сотрудников 11-го отделения головного
ракетно-космического центра ЦНИИМАШ Министерства общего машиностроения СССР.
Время
было такое. Американцы триумфально завершили свою лунную программу и начали
проектировать многоразовый космический «челнок» – ракетно-космическую систему
Space Shuttle с многоразовым орбитальным кораблем, возвращающимся на Землю, как
самолет. А в СССР к тому времени стало ясно, что отечественная лунная программа
зашла в тупик после серии неудачных пусков 3000-тонной ракеты «Н1». Отсюда –
эта тоска по высоким технологиям у отечественных ученых и инженеров:
«Что-то
случилось в нашей системе.
Газеты
кричат о вьетнамской войне.
Ругается
Зорин, а в это время
Империалисты
сидят на
Луне».
Стенгазету
положили на стол к Дмитрию Федоровичу Устинову, отвечавшему в то время в
политбюро ЦК КПСС за так называемую «девятку» – оборонные отрасли
промышленности. Сохранились свидетельства, что произошло это в половине двенадцатого
ночи. (По сталинской привычке Устинов работал по ночам.) На вопрос Устинова:
«Какие меры приняты?» – был ответ: исключили из партии, сняли с должностей, с
очереди на жилье, уволили... Сообщили Устинову и о подготовке по приказу И.И.
Сербина, отвечавшего за идеологию в оборонных отраслях, показательного
судебного процесса.
Последовали
два распоряжения Устинова. Первое: «Нам не нужны процессы в оборонке, как в
37-м году. Давайте, сворачивайте репрессии». Второе: «Уж если эти мальчишки
понимают, как плохо дело, то следует принимать меры. В четверг жду предложений
от двух министерств с рекомендациями об объединении тематики с авиастроением, о
создании целевых объединений и подготовке постановления ЦК и Совмина».
Высокая штабная культура
Последовавшая
цепочка событий завершилась 15 ноября 1988 года, в разгар перестройки.
Авторы-составители
уникального сборника документов «25 лет полету многоразовой космической системы
«Энергия-Буран»: Сборник архивных документов» (Под ред. Ю.В. Лончакова.
Авторы-составители: Ю.М. Батурин, О.Ф. Бондаренко, С.К. Крикалев, Б.И. Крючков,
А.А. Курицын, В.В. Самарин, М.М. Харламов. – Звездный городок: ФГБУ «НИИ ЦПК
имени Ю.А. Гагарина, 2014. – 308 с. Тираж 35 экз.) пишут об этом сухо и сжато:
«Ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» стартовала с космодрома
Байконур. Общее время полета ОК «Буран» составило 206 минут. Орбитальный
корабль совершил почти два витка вокруг Земли. Вход в атмосферу прошел штатно.
В ходе полета в атмосфере датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали
максимальную температуру 907 °С. Орбитальный корабль «Буран» коснулся посадочной
полосы в расчетной точке при скорости 260 км/час и остановился, пробежав всего
1620 м. Впервые в мировой практике орбитальный корабль произвел полностью
автоматическую посадку по-самолетному, причем в неблагоприятных условиях, когда
порывы ветра у земли достигали 17 м/с.
Многоразовая
космическая система (МКС) «Энергия-Буран» совместно с создаваемой многоразовой
авиационно-космической системой (МАКС) предназначалась для проведения в космосе
многоплановых операций, в том числе в военных целях. ОК «Буран» обеспечивал
доставку на околоземную орбиту до 30 т и возвращение на Землю до 20 т полезного
груза. По аэродинамической схеме ОК «Буран» представлял собой моноплан с
низкорасположенным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Корпус корабля в
целом был негерметичным, но в носовой части находилась герметичная кабина
объемом 70 куб. м, в которой мог располагаться экипаж в количестве шести
человек.
Двенадцатилетняя
программа создания МКС «Энергия-Буран» была одной из самых масштабных и
триумфальных в истории советской пилотируемой космонавтики».
По
мнению члена-корреспондента РАН, генерального конструктора КБ общего машиностроения
им. В.П. Бармина Игоря Владимировича Бармина, «Энергия-Буран» был последним
проектом, в котором были качественно разработаны все необходимые документы.
Высокая штабная культура. Все главные конструкторы и все люди, которые были
связаны с проектами, были крайне эффективными менеджерами, но при этом все они
были высококлассными профессионалами».
Документальному
сопровождению всей этой 12-летней программы и посвящен процитированный выше
сборник: «…конечным критерием доказательности исторического факта всегда
является публикация документа. Документ – основа истории, ее фундамент. Конечно,
в документах иногда встречаются ненамеренные ошибки, намеренные утаивания
фактов или, что хуже, обнаруживаются случаи фальсификации документов с теми
или иными корыстными целями, что еще более усиливает уровень «шума» . Но, к
счастью, космическая отрасль, в которой любая ошибка или неточность могли
привести к катастрофе, была образцом четкости и точности. Поэтому первая
публикация документов дает вполне адекватную информацию.
Исследователям,
занимающимся историей программы «Энергия-Буран», Центр подготовки космонавтов
имени Ю.А. Гагарина делает щедрый подарок – россыпь ранее неизвестных,
рассекреченных документов, на которых не просто текст, номера, даты, имена, а
факсимильное их воспроизведение со всеми пометками, резолюциями, печатями,
придающими документальным свидетельствам аромат времени, а читателю – чуть ли
не физическое ощущение прикосновения к ним людей, уже принадлежащих Истории .
В сборнике представлены в основном организационно-распорядительная документация
и служебная переписка. Эта группа документов является обычно наиболее
информативным источником для объективной оценки в истории науки и техники. При
отборе документов для публикации составители руководствовались принципами
информационной полноты документа и его новизны в качестве исторического
источника. Отбирались оригиналы документов, в первую очередь содержащие
наиболее обобщенную информацию о процессе подготовки космонавтов к полету –
планы, программы обучения и тренировок, отчеты и заключения по результатам их
проведения, а также автографы космонавтов и конструкторов».
Система
автоматической посадки «Бурана» смогла посадить летательный аппарат, сходящий с
орбиты со скоростью 7,5 км/с, не оснащенный двигателями, и еще сделать у земли
неожиданный маневр, частично скомпенсировавший мощный боковой ветер скоростью
17 м/с.
Вход в «Спираль»
Работы
по созданию тяжелой транспортной космической системы начались в 1974 году
после назначения В.П. Глушко на должность главного конструктора
Научно-производственного объединения «Энергия». Глушко предлагал разработку
средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако
Министерство обороны СССР интересовал проект, аналогичный американскому Space
Shuttle. И тут надо сказать, что отечественные специалисты начинали не с
чистого листа.
Академик
Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Константинович
Казаров в своей статье «Детская смертность «Бурана» (см. «НГ» от 12.11.2003)
рассказал интересные и малоизвестные подробности о предыстории проекта «Энергия-Буран».
Вот что он пишет:
«В
середине 1961 г. по инициативе генерального конструктора А.И. Микояна в ОКБ-155
Госкомитета по авиационной технике совместно с Военно-воздушной инженерной
академией им. Н.Е. Жуковского и НИИ Минобороны СССР начались поисковые
исследования в области противоракетной обороны (ПРО). Основу этой системы
должен был составлять самолет-перехватчик Е-155 (МиГ-25) с подвесной ракетой
класса «воздух–космос». Исследования проводились в строжайшей секретности из-за
большой степени неопределенности ожидаемых результатов и поэтому регулярно докладывались
лично А.И. Микояну.
Эти
исследования закончились подтверждением принципиальной возможности выводить
полезный груз с самолета типа МиГ-25 в заданную область и заданное время
околоземного пространства с большой степенью вероятности, что еще не имело аналогов
в мире. Этот способ выведения полезного груза в заданную область околоземного
пространства был защищен авторским свидетельством СССР № 26293 с приоритетом от
17 июля 1962 г. (авторы: Н.Н. Завидонов, И.Е. Казаков, Ю.К. Казаров, В.С.
Пугачев, В.И. Соколов, О.А. Чембровский).
Тогда-то
и родилась идея: если увеличить энергетику такого летательного аппарата, то
можно доставить космонавта на орбиту. В 1965 году разработку аванпроекта ЛА под
кодовым наименованием «Спираль» возглавил заместитель главного конструктора
ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности Глеб Лозино-Лозинский .
В
середине 1967 года в Министерство общего машиностроения СССР поступил от ОКБ
А.И. Микояна головной том аванпроекта «Спираль» с просьбой дать по нему
заключение. Том содержал общие виды гиперзвукового самолета-разгонщика с закрепленным
на нем сверху ракетопланом в пилотируемом варианте. Но проект «Спираль» не
встретил поддержки со стороны ведущих специалистов отрасли и со стороны
главного заказчика. Министр обороны СССР Маршал А.А. Гречко наложил резолюцию:
«Это – фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Это был vere dictum».
Между
тем подготовка космонавтов по программе «Спираль» продолжалась с 1966 по 1973
год. А в 1968 году космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов защитили дипломные
проекты по воздушно-космическому самолету в Военно-воздушной инженерной
академии им. Н.Е. Жуковского.
Энергия «Бурана»
Вообще
большинство документов в архивном сборнике, в том числе фотографий, касаются
как раз подготовки экипажа «Бурана». Всего через эту систему подготовки к
полету на орбитальном самолете «Буран» прошли 52 человека.
О
тщательности и даже, если можно так сказать, изощренности методов этой подготовки
говорит такой факт: «С целью оценки управляющих реакций летчиков после
воздействия невесомости И.П. Волк, а затем и А.С. Левченко выполнили краткосрочные
полеты на орбитальную станцию «Мир». Непосредственно после приземления на
корабле «Союз» они садились за штурвал самолета Ту-154 и выполняли полет на
аэродром базирования. По их оценкам, невесомость незначительно влияла на
операторские навыки».
Как
бы там ни было, 12 февраля 1976 года выходит постановление правительства №
132–51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени,
орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления
системой, стартового, посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и
других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты
высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов
массой до 20 т».
«Ракета-носитель
«Энергия» создавалась в НПО «Энергия», а на Министерство авиационной
промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального
корабля «Буран». Для выполнения этой задачи 26 февраля 1976 года было
образовано специализированное предприятие – НПО «Молния», ставшее головным
разработчиком планера ОК «Буран». В качестве основной производственной базы был
выбран Тушинский машиностроительный завод. НПО «Молния» возглавил опытнейший
конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский», – пишут авторы-составители сборника.
По-видимому, был учтен уже имевшийся опыт работы Лозино-Лозинского по данной
тематике.
«Практически
все, кто работал над проектом «Буран», считают, что им сказочно повезло быть
рядом, говорить, обсуждать, иногда ругаться с этим незаурядным главным
конструктором, – вспоминали сотрудники НПО «Молния», работавшие над проектом
«Энергия-Буран», Михаил Иванович Осин и Николай Михайлович Светлов. – Внешне не
впечатляющий, сутулый, худощавый пожилой человек держал нас такой хваткой, что
мы ходили по струнке и напрягались перед каждой встречей. Мы с суеверием
наблюдали, как он быстро погружался в твою проблему, вылавливал оплошности и
давал правильный совет-приказ. В этом было что-то мистическое. Он использовал
феноменальную память, энциклопедические знания, удивительную интуицию,
неожиданные повороты мышления.
Хорошо
зная людей, ловил нас на уводе взгляда, на неуверенности в голосе и безошибочно
через минуту в разговоре ухватывался за тонкое и мало проработанное место.
Главным его качеством было, пожалуй, необъяснимое свойство притягивать к себе умных
и очень умных трудоголиков».
В
итоге коллективу, руководимому Лозино-Лозинским, удалось сделать то, что до сих
пор не может повторить никто в мире. Система автоматической посадки, созданная
для «Бурана», смогла посадить летательный аппарат, сходящий с орбиты со скоростью
7,5 км/с, не оснащенный двигателями, и еще сделать у земли никем не ожидаемый
маневр, частично скомпенсировавший мощный боковой ветер скоростью 17 м/с.
«Ну что ж, хорошо…»
27
декабря 1994 года в «Независимой газете» было опубликовано интервью Глеба Евгеньевича
Лозино-Лозинского. Вот отрывок из этой беседы.
«–
Успешный, первый и последний на сегодня, полет «Бурана» в автоматическом режиме
состоялся 15 ноября 1988 года… Все ждали, что вот-вот последует пилотируемый
полет. Но постепенно все как-то тихо сошло на нет…
–
Странного ничего в этом нет. И это все не вдруг. Казалось бы, что такой эффектный
беспилотный полет и посадка орбитального самолета не могли не найти соответствующий
отклик у руководства страны. В это время Михаил Сергеевич Горбачев был то ли в
Курской, то ли в Орловской области – точно не помню. И когда ему сообщили об
этом событии, он только и сказал: ну что ж, хорошо. Никакого понимания, что это
выдающееся достижение. Отсюда – и отношение к дальнейшей судьбе проекта».
Один
из авторов сборника «25 лет полету многоразовой космической системы
«Энергия-Буран», член-корреспондент РАН, летчик-космонавт России Юрий Батурин
пишет об этом в «сухом» документальном стиле. Но даже и эта нарочитая лапидарность
не может скрыть горечь от произошедшего:
«После
выполнения на ОК «Буран» ремонтно-восстановительных работ и работ по подготовке
к транспортировке корабля на самолете-носителе Ан-225 «Мрия» он был представлен
на Парижском авиашоу в 1991 году. Одновременно с этим были замедлены, а затем и
заморожены работы как на изделии 1.02 на Байконуре, так и на изделии 2.01 в
цехах Тушинского механического завода.
Сокращение
ассигнований на развитие космонавтики, потеря интереса к орбитальным самолетам
в связи с выработкой Министерством обороны новой военной доктрины, общее
экономическое положение страны – все это заставило отказаться от намеченных
планов. Работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены в 1990 году.
После распада СССР было принято решение о прекращении работ по МКС
«Энергия-Буран» и консервации объектов инфраструктуры. В 1993 году программа
была окончательно остановлена. Один из аналогов ОК «Буран» (БТС-001),
использовавшийся для наземных прочностных испытаний, стал аттракционом в
Центральном парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве. Другой аналог
ОК «Буран» (БТС-002), участвовавший в горизонтальных летных испытаниях,
находится в частном Музее техники г. Шпайер (Германия). Летные экземпляры были
законсервированы. В упадок пришел стартовый комплекс многоразовой космической
системы на Байконуре. В 1995 году закончились все регламентные ресурсы на
системы и оборудование ОК «Буран». Единственный летавший в космос орбитальный
корабль многоразового использования «Буран» был разрушен в 2002 году рухнувшей
крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре».
Остается
только привести еще один отрывок из интервью Г.Е. Лозинского 1994 года:
«–
Вы имеете возможность сравнить отношение власти к науке, к развитию высоких
технологий во времена застоя и сейчас. В чью пользу сравнение?
– О
каком сравнении можно говорить, если сегодня объективно идет разрушение
науки, промышленности!»