http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2fba7175-0798-47e8-8b97-5808179a3c5b&print=1© 2024 Российская академия наук
Подготовлена стратегия развития биотехнологической отрасли на ближайшие десять лет
Биотехнологи уверены, что именно у них в руках "счастливый билет" в комфортное будущее.
Фото PetraSoft2010 год может оказаться знаменательным для биотехнологической отрасли. Он начинается с диалога между властью и экспертным сообществом на качественно новом уровне. Союз предприятий биотехнологической отрасли совместно с Обществом биотехнологов России выступят с конкретными предложениями правительству РФ, которые изложены в подготовленной ими же «Стратегии развития биотехнологической отрасли Российской Федерации на 2010–2020 гг.». Документ находится на стадии окончательной доработки. В нем подробно излагается, что теряет Россия и что может приобрести в случае разморозки отрасли, которая переживает ледниковый период с начала 90-х годов.
Европейская биоэкономика имеет годовой оборот свыше 1730 млрд. евро с занятостью более 22 млн. человек. В России соответственно на порядки меньше – 101,8 млрд. евро и 9,2 млн. человек. В Америке уже более 1,5 тыс. биотехкомпаний, в России – не более 50.
Биотехнологи провели анализ российских патентных заявок с 2002 по 2006 год по научным направлениям. Приоритетность биотеха подтвердилась (6556 заявок) и тесно взаимосвязанными с ней фармацевтикой, медицинской техникой и пищевой химией. Нанотехнологии (126 заявок) – это также одно из перспективных направлений 6-го технологического уклада, к которому переходит развитый мир. Однако ни одна из стран не выбрала нанотехнологии стратегическим направлением, как это наблюдается сегодня в России.
Биотехнологи уверены, что именно у них в руках «счастливый билет». «Биоиндустрия способна решить ключевые вопросы, с которыми страна сегодня сталкивается в плане депопуляции и деградации социально-экономических аспектов жизни на территориях, – считает один из разработчиков экспертной стратегии, президент ОБР Раиф Василов. – Уже все ведущие страны и большинство развивающихся подготовили долгосрочные стратегии по биоиндустрии, за исключением России. Это нонсенс. От биотехнологии напрямую во многом зависит развитие медицины, обеспечение страны самыми необходимыми лекарствами, включая вакцины, разработка новейших препаратов, в том числе от рака, СПИДа, гепатитов, диабета и многих других болезней, развитие сельского и лесного хозяйств, энергетики, перевод химической промышленности на биотехнологии, улучшение экологии, развитие регионов и многое другое».
Возможно, вторая попытка биотехнологов наладить диалог с властью окажется более удачной. Ранее была разработана Национальная программа на 2006–2015 годы, которая осталась практически без внимания на федеральном уровне, однако значительно способствовала системному развитию отрасли в регионах. За последние годы ряд областей активно приступил к разработке и реализации собственных программ развития биотехнологии (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Кировская область и другие), и эта тенденция набирает обороты.
Большие надежды по возрождению промышленной биотехнологии эксперты возлагают на постройку 10–12 региональных заводов по глубокой переработке излишков зерна, которое пока за бесценок сплавляется по рекам в Европу и гниет в закромах родины. На базе дешевой глюкозы из зернового крахмала можно получать разнообразные биопродукты, заменяющие промышленные химические вещества. Из молочной кислоты, например, делают одежду, компакт-диски, покрытия, пищевую упаковку. Эта упаковка, выброшенная в мусор, буквально за 2–3 недели разлагается на воду и углекислый газ. А полимер 1,3-пропандиол применяется для изготовления ковровых покрытий, внутренней обивки автомобилей, отличаясь при этом дешевизной, высокой энергоэффективностью, меньшим загрязнением окружающей среды.
По каждому из биотехнологических направлений подготовлена так называемая «дорожная карта». Среди ожидаемых к 2020 году эффектов от реализации стратегии – замена отечественными 30% импортных биофармацевтических препаратов, доведение доли биотоплива отечественного производства до 5%, сельхозпредприятий, где вместо химии применяются биотехнологии, до 20%, как минимум 10% сырья для химической промышленности обеспечить на основе биотехнологий, сократить использование пестицидов и инсектицидов в 6 раз.
В проекте стратегии подробно перечислены задачи. По оценке, общий объем произведенной биотехнологической продукции за 10 лет только в Татарстане оценивается в размере 400–450 млрд. руб. В целом ставится задача, чтобы доля сегмента биотехнологии в продуктовом объеме страны достигала к 2020 году примерно 2–2,5%. На сегодняшний день это чуть выше нулевой отметки.