http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2fcea645-3ab9-4714-84a5-f17b0240d7bf&print=1
© 2024 Российская академия наук

Деловой треугольник

29.01.2007

Источник: Инновации, Нина ШАТАЛОВА

Кто оценит уровень подготовки специалистов?

 Пути и перспективы взаимодействия вузов с наукой и промышленностью стали главной темой встречи представителей России и стран Евросоюза, состоявшейся в Хельсинки. Организаторами российско-европейского симпозиума “Сотрудничество высшего инженерного образования с наукой и промышленностью” выступили Хельсинкский технологический университет, Европейская сеть обеспечения качества инженерного образования ­ (ENQHEEI), Ассоциация инженерного образования России (АИОР) и Европейский фонд развития менеджмента управления в сфере высшего технического образования (EFMD). Более 60 участников симпозиума - представители Еврокомиссии, ректоры и проректоры вузов России, главы отечественных и европейских промышленных предприятий, компаний и инновационных центров - собрались в конгресс-центре “Диполи”, чтобы обсудить вопросы совершенствования подготовки специалистов, поделиться опытом инновационных наработок и наметить пути дальнейшего взаимодействия. Россию представляли 36 человек из 19 регионов страны.

Симпозиум, посвященный данной тематике, поводится силами европейских организаций уже в пятый раз начиная с 2001 года. Но впервые одним из его главных организаторов стала российская сторона в лице АИОР.

Выступая на открытии симпозиума, вице-президент РАН академик Геннадий Месяц отметил, что проблемы сотрудничества высшей школы и промышленности, безусловно, актуальны и требуют особого внимания, но следует помнить и о роли науки в образовании. Геннадий Андреевич напомнил собравшимся, что именно представители созданной еще Петром I Российской академии наук стали впоследствии организаторами первого российского университета. Поддержание этих традиций - важная часть деятельности РАН: многие ее академики и сегодня ведут преподавание в университетах.

Нынче большинство руководителей предприятий и компаний, понимая, что для успешного продвижения вперед им как воздух необходимо взаимодействие с высшей школой, немало делают для развития такого сотрудничества. Всегда ли оно удачно и эффективно? Ответить можно по-разному. Но важно, что понимание необходимости такого процесса есть.

- Столь внушительное представительство участников от России на данной встрече, - подчеркнул Геннадий Месяц, - хорошее подтверждение того, насколько мы готовы к сотрудничеству в данной области с Европой. Зачастую на мероприятиях, связанных с вопросами определения современных путей развития вузов, можно много услышать об инновациях и маркетинге, но мало о ценности базовых знаний, уровень которых, увы, падает, и это не может не тревожить.

Подробнее с системой подготовки оте­чественных специалистов в области инженерных наук участников встречи познакомил президент АИОР (www.aeer.ru), ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков.

Основой для подготовки российских инженеров еще с момента открытия в 1701 году Петром I школы “Математических и навигационных наук” (“Навигационной школы”) были фундаментальные знания и обязательное прохождение добротной практики будущими инженерами, отметил Ю.Похолков.

- Причем уровень российского инженерного образования был всегда высок, справедливо заслуживая уважение и признание в Европе, - продолжил Юрий Петрович. - Именно отечественная система образования в свое время сделала возможным первый полет в космос человека. Но сейчас она уже, мягко говоря, не вполне отвечает современным требованиям подготовки специалистов. Необходимо как можно скорее определить, что же в ней требует изменений.

Почти 30% нынешних российских студентов обучаются в технических вузах. И, хотя Россия подписала Болонскую декларацию еще в 2002 году, отечественная промышленность пока весьма неохотно признает выпускников со степенью бакалавров. Нет единого мнения по этому вопросу и у академического сообщества нашей страны. Во многих зарубежных странах бакалавр - обязательная база для подготовки инженерного корпуса. Кстати, во многих высших учебных заведениях за рубежом есть структуры, которые не только отвечают за подготовку инженеров, но и сами производят продукцию, являясь прекрасной основой для прохождения студенческой практики. Благодаря этому их выпускники попадают на рынок труда уже с солидным багажом столь актуальных сегодня для работодателей компетенций.

Развитие системы инновационного образования в области инженерных наук, результатом которой является подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и в конечном итоге в экономике и социальной сфере России, - одно из важных направлений деятельности АИОР. Главными принципами работы современного технического вуза должны стать опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства; сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и предпринимательства; формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды; развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами; диверсификация источников финансирования университета и активный фандрайзинг; создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры. Опыт реализации этих принципов имеется сегодня в Томском политехническом университете и ряде других вузов России.

Как сопрячь при подготовке будущих специалистов передачу им традиционно высокого уровня фундаментальных знаний, основу прежней системы отечественного образования, с современными требованиями работодателей - компетентностью специалиста в вопросах производства? Споры об этом не утихают. По мнению представителей АИОР, оптимальный путь в данном случае - сочетание лучших традиций отечественного образования, с освоением знаний и навыков, которые помогут молодому инженеру быть успешным на рынке труда.

- Формировать инновационное мышление могут только те, кто сам им обладает, - подчеркнул Юрий Похолков. - Российские инженерные школы в таких областях, как высокие технологии, энергетика, ракетостроение и другие, получили заслуженное признание за рубежом. И, тем не менее, только при участии работодателя сегодня можно получить наиболее точную оценку качества подготовки специалистов вузом. Кстати, отнюдь не последнее значение при выстраивании рейтинга учебных заведений в этом случае будут иметь такие навыки, как умение специалиста работать в команде и представлять результаты своей работы коллегам и заказчикам.

О том, сколь необходимы для будущих инженеров активное взаимодействие с представителями промышленности еще в стенах вуза, обязательное прохождение практики на том или ином современном производстве, шла речь в выступлениях многих участников симпозиума. Проректор Хельсинкского технологического университета (www.tkk.fi) Кавели Экман особо остановился в своем выступлении на роли системы качества в совершенствовании образования, приведя конкретные примеры из опыта своего вуза:

- Подготовка инженерных кадров - основное направление нашей деятельности. Требования промышленности к специалистам всегда были важны для вузов, подобных нашему. Но в последние 10 лет это проявилось особенно ярко. Игнорировать требования рынка недальновидно.

В нашем университете существует практика реализации студентами специальных проектов. Для этого на старших курсах формируются группы примерно из 10 человек, в которые входят студенты самых разных специальностей: инженеры, дизайнеры, юристы, бизнес-менеджеры. Их задача - разработать и реализовать проект, причем от “идеи до ее рыночного внедрения”. По завершении проекта они пишут рекомендации, как именно их работа может повысить производительность того или иного предприятия. Идеи таких проектов приходят как от студентов, так и от руководителей предприятий. Надо отметить, что иногда решения студентов оказываются много лучше уже существующих решений данной проблемы на самих предприятиях. Срок исполнения задуманного - с сентября по август. Каждый студент имеет шанс попасть в такой проект - было бы желание, каких-то строгих критериев отбора мы в данном случае не применяем. Кстати, в 2005 году 10% участников проектов получили сразу по их окончании степень магистра. В качестве примеров успешно реализованных проектов - аппарат для взятия образцов грунта с последующим их экспресс-анализом, душевая кабина с автономным освещением и аудиосистемой, вагон-стимулятор для подготовки будущих пожарных (в ЕС в их обязанность входит обязательное определение причины возгорания) и так далее. Стоит ли говорить, что много студенческих проектов Хельсинкского технологического университета связано с такой известной компанией, как Nokia?

- Финляндия - небольшая страна, - продолжил Кавели Экман. - Наши ресурсы ограниченны, потому мы можем позволить себе готовить только высококлассных специалистов. Причем для их подготовки важны как инженерные знания, так и навыки в написании проектной документации, работы в команде и многие другие актуальные сегодня на рынке труда компетенции. Благодаря бюджету, в который свой вклад вносят и наши промышленные партнеры, три раза в год учащиеся из других стран имеют возможность приехать к нам и поработать вместе с финскими студентами.

Подробнее о путях расширения сотрудничества науки и промышленности Европы участникам симпозиума рассказал представитель Каталонского политехнического университета (www.upc.edu) Хуан Перес. Эффективность внедрения и совершенствования новых технологий, подготовка высококвалифицированных специалистов - все это во многом зависит от своевременного и точного учета требований предпринимателей. В треугольнике “общество, инновации, образование” важны все вершины. Но особенно важно их постоянное взаимодействие.

Очень подробно Хуан Перес остановился на структуре и особенностях реализации новой Седьмой рамочной программы научного и технологического развития ЕС (2007-2013 годы), особое место в которой отведено процессу налаживания связей между университетами и предприятиями, в том числе средними и малыми. Он также отметил важность такого нового инструмента для взаимодействия науки и промышленности, как технологические платформы, которые должны помочь избежать повторения многих прошлых ошибок в сотрудничестве России и ЕС.

Инженерная деятельность как способ продвижения инноваций и предпринимательства стала главной темой выступления представителя Финской ассоциации выпускников технических университетов (www.tek.fi) Пекки Пеллинена, подчеркнувшего особое практическое значение симпозиума:

- Наши выпускники попадают в бизнес из академической среды. И потому важная часть работы ассоциации - поддержать их во всех профессиональных начинаниях: от трудоустройства до продвижения на рынке. Сегодня удельный вес академических работников в частном секторе невысок, но мы стремимся к сближению научно-образовательной среды, промышленности и бизнеса. Ведь инновационный процесс эффективнее всего можно вести только в тесном взаимодействии.

В рамках симпозиума состоялись также несколько семинаров, участники которых уже в ходе открытого диалога обсудили вопросы расширения сотрудничества в сфере науки и образования, требования предпринимателей к высшему образованию и принципы качества подготовки специалистов в соответствии с запросами современной экономики.

Одной из главных рекомендаций, вынесенной на итоговое заседание симпозиума участниками семинаров, стала идея о необходимости продолжения проведения подобных встреч именно на международной основе. Поскольку это поможет как России, так и странам ЕС больше узнать о возможностях и особенностях друг друга в вопросах повышения качества подготовки специалистов.