КОНЕЦ НАУЧНОЙ АВТОНОМИИ

07.03.2018

Источник: Медицинская газета, 07.03.18 Елена БУШ



Завершился очередной этап реорганизации бывшего Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. На его руинах появился ещё один «новодел» - Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины (ФИЦ ФТМ), который объединил четыре новосибирские научные организации: НИИ экспериментальной и клинической медицины, НИИ молекулярной биологии и биофизики, НИИ биохимии, НИИ молекулярной патологии и патоморфологии.

С 1970 года, когда был организован первый объект Академии медицинских наук в Сибири - Институт клинической и экспериментальной медицины - и вплоть до начавшейся в 2013 году «реформы» российской науки эти исследовательские центры жили автономно друг от друга, занимаясь каждый своей тематикой научного поиска и не пересекаясь в них. В стремлении оптимизировать финансирование работы отечественных учёных, «реформаторы» из Федерального агентства научных организаций сразу нашли общие темы, которые могут объединить исследовательские ресурсы столь разнопрофильных институтов в единый Центр.

Как сказано в официальной информации ФАНО, работа ФИЦ ФТМ направлена «на получение новых знаний в области фундаментальной, персонализированной и трансляционной медицины, а также разработку на их основе прорывных профилактических, диагностических и лечебных технологий для медицины и здравоохранения». Далее следуют принятые в этих случаях словесные штампы о том, что «создание федерального исследовательского центра позволит организовать полный цикл работ от проведения экспериментальных исследований до разработки новых средств и способов диагностики, профилактики и лечения социально-значимых заболеваний», а также о перспективе «внести вклад в решение вопроса импортозамещения лекарственных средств и медицинских технологий».

Остаётся только вопрошать, что мешало коллективам объединённых институтов продолжать заниматься получением новых знаний и разработкой прорывных медицинских технологий, оставаясь самостоятельными научными организациями? И ответ очевиден: угроза остаться без финансовой поддержки госбюджета в случае неповиновения. Между тем любая реорганизация всегда даёт возможность существенной экономии денег за счёт сокращения штатов.

Следует напомнить, что к началу 2013 года Сибирское отделение Российской академии медицинских наук объединяло 24 научно-исследовательских института разных профилей. Самое большое их количество было сосредоточено в Новосибирске и Томске. Институты бывшего Томского научного центра СО РАМН два года назад волевым решением ФАНО слиты в Федеральный исследовательский центр (в прямом смысле слова здесь объединили акушеров с психиатрами), часть новосибирских научных институтов медицинского профиля в поисках лучшей жизни (прежде всего финансовой) добровольно присоединились к институтам «Большой» академии. Увы, парадных реляций ФАНО о небывалом скачке российских научных прорывов в области медицины, которые стали бы именно результатом всех этих разрушений и реорганизаций, пока нет.

К сегодняшнему дню единственным новосибирским учреждением бывшего СО РАМН, которое ещё сохраняет свою самостоятельность, является Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины. Вероятнее всего, право новосибирских физиологов на независимость обусловлено не только тем, что в силу тематики исследований Институт просто не к кому присоединить, но также тем, что НИИФФМ является реальным, неоспоримым лидером в области экспериментальной, трансляционной и клинической нейронауки в России и полноценным партнёром в целом ряде международных исследовательских проектов. Попытка «затолкать» Институт физиологии в один из ФИЦев по какому-нибудь формальному признаку будет для ФАНО весьма рискованным поступком.



©РАН 2024