http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3087b263-d687-4e82-bc25-7ff8c3a54577&print=1
© 2024 Российская академия наук

"ЦЕНТРЫ С РЕГИОНАЛЬНЫМ ЗВУЧАНИЕМ": ГЛАВА РАН ОБ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ НАЦПРОЕКТА "НАУКА"

12.04.2019

Источник: Наука в Сибири, 12.04.19, Беседовал Андрей Резниченко



Президент РАН рассказал о своем видении задач научно-образовательных центров, создаваемых в регионах, а также о том, как такие центры могут мотивировать бизнес инвестировать в научные исследования

Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в интервью порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказал о своем видении задач научно-образовательных центров (НОЦ), создаваемых в регионах в рамках нацпроекта "Наука", а также о том, как такие центры могут мотивировать бизнес инвестировать в научные исследования, и почему научные центры мирового уровня должны создаваться там, где есть надежная база.

— Первые результаты по нацпроекту "Наука" должны быть уже в этом году – в виде пяти созданных НОЦ. Что это такое в вашем понимании?

— Нацпроект "Наука" в целом продолжает вектор, обозначенный в Стратегии научно-технологического развития страны. Понятно, что научно-образовательные центры, формирование которых является одной из главных целей нацпроекта, находятся в центре внимания. На самом деле это не просто связка науки и образования, а взаимодействие внутри треугольника, в котором бизнес обязательно должен иметь равноценное значение с наукой и образованием. Сейчас даже говорят - четырехугольник, потому что очень важно, что там будет присутствие регионов, региональной власти. Эти центры обязаны быть "с региональным звучанием", должны стать опорой для развития высокотехнологичных производств, науки и образования, прежде всего в регионах.

Мы сейчас наблюдаем очень интересный тренд. В первый год реализации нацпроекта в его рамках предполагается выделить не очень большие средства. И, конечно, пока совсем не понятно, сколько пойдет в 2019 году именно бюджетных средств на создание нескольких научно-образовательных центров. Но я вижу, что регионы сейчас начинают создавать НОЦ сами, вероятно, понимая, что впоследствии, когда объявят конкурсы на эти НОЦ, у них будет конкурентное преимущество, потому что их центры уже функционируют.

Руководители ряда регионов, в том числе Свердловской, Нижегородской, Тюменской области, вышли с такими предложениями по формированию НОЦ как консорциумов с управляющими компаниями, которые уже сейчас планируют выстраивать взаимоотношения между промышленностью, образованием и наукой. Я считаю, что это очень хороший тренд.

Кстати, именно НОЦ могут стать эффективным инструментом для стимулирования бизнеса инвестировать в научные исследования на ранних стадиях. По своей эффективности НОЦ могут сравняться даже с самым распространенным в мире методом - налоговыми льготами для осуществляющих рисковые вложения в ранние фазы инновационного процесса.

— Нескольким десяткам экспертов в разных научных областях я задал один вопрос: "Что такое научные центры мирового уровня (НЦМУ)"? Большинство из них не сумело мне на него ответить.

— Вы меня провоцируете на ответ, что я вхожу в это большинство. У меня есть по этому поводу несколько слов. Прежде всего, НЦМУ — это не НОЦ, идеология которых конкретна и понятна. НЦМУ предполагает развитие фундаментальных исследований. Но организационная форма их неоднозначна и интерпретируется разными экспертами и "заинтересантами" по-своему. С другой стороны, на мой взгляд, у нас в стране давно функционируют центры мирового уровня. К примеру, Институт ядерной физики имени Будкера в Сибирском отделении РАН, Математический институт имени Стеклова. Никто не возразит, что это именно институты мирового уровня. Считаю, что новые центры мирового уровня в стране не надо создавать, так сказать, в чистом поле. Лучше формировать их на базе существующих сильных научных организаций, выделяя им должное финансирование.

— Приведу вам один пример. В Брянске крупные промышленные предприятия столкнулись с проблемой: не могут получить квалифицированных инженеров из технических вузов, которые там есть. А те, в свою очередь, не могут вырастить студентов, потому что из школ приходят очень слабо подготовленные дети. Промышленные предприятия Брянской области объединились и создали систему физико-математических центров в районе.

— Это и есть НОЦ, расширенные на школьное образование.

А про инженерную науку разговор особый. Я считаю, что в значительной степени это дело РАН, хотя у нас есть Инженерная академия в России. Ко мне как раз недавно приходили коллеги с предложением включить РАН в деятельность по восстановлению инженерного образования в стране. А с ним ситуация, наверное, хуже даже, чем с научным образованием.

Коллеги привели такой пример: в Москве осталось очень небольшое количество ученых, специалистов, которые занимаются современными проблемами сварки. Эта профессия особенно востребована в связи с масштабным развитием современных, в том числе аддитивных, технологий. Но сегодня никто не идет в сварку, никто сварщиком не хочет быть. Вероятно, надо профессию наполнить современным содержанием и по-другому назвать, к примеру, будет не сварщик, а специалист по современным 3D-технологиям.

Я думаю, что мы обязательно должны провести президиум Российской академии наук, посвященный вопросам организации инженерной науки. Обсудить то, чем академия могла бы здесь помочь, и пригласить на заседание Инженерную академию, а также представителей различных подведомственных организаций. Без современных инженеров мы не сможем внедрить в производство, в промышленность ни одну передовую разработку, созданную учеными.

Считаю, что в российских регионах должны формироваться условия для высокотехнологичной работы. Это можно сделать только совместными усилиями представителей науки, бизнеса и образования. Из регионов не должны уезжать высококвалифицированные кадры, для их удержания необходимо создавать привлекательные рабочие места.