http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=30fafba0-93fc-488a-8650-057065f367fa&print=1© 2024 Российская академия наук
Некоторое время назад Россия включилась в Болонский процесс интеграции и гармонизации мирового и европейского образования, одним из важнейших вопросов которого, как известно, является общепризнанный диплом. Вопрос о признании дипломов решается путем двухсторонних переговоров. Соглашения о взаимном признании дипломов и ученых степеней заключаются в первую очередь, исходя из государственных приоритетов, и уже достигнуты с большинством стран Восточной Европы. С некоторыми государствами Западной Европы у России есть меморандум о намерении подписать соглашение с зафиксированными определенными принципами. К примеру, такие переговоры идут сейчас с Италией. В частности, подготовлен первый вариант проекта соглашения о взаимном признании дипломов об образовании и ученых степеней.
Для нашей страны эта проблема более чем актуальна, потому что зарубежные компании охотно приглашают к себе на работу по контракту российские "мозги". При этом дипломы ведущих отечественных вузов во многих странах до настоящего времени считаются нелегитимными. Вот почему наши специалисты, обладающие зачастую уникальными знаниями и высочайшим интеллектуальным потенциалом, вынуждены соглашаться на более низкую оплату своего труда, чем их зарубежные коллеги. В родной стране заключить аналогичные контракты ученые не могут по ряду причин, главные из которых - низкий уровень технологической базы научных исследований, мизерная оплата труда и т. д.
Да и сам процесс подготовки кадров для отечественной науки ученые и специалисты высшей школы оценивают не однозначно. Так, более десяти лет идет реформа образования в России, но рассчитывать на то, что новое поколение наших молодых ученых войдет в мировую научную элиту, как это было в предыдущие десятилетия, не приходится.
К сожалению, не по всем предлагаемым Минобразования и науки РФ мерам есть понимание и доверие в обществе и среди научно-преподавательских кадров, считает ректор Одинцовского гуманитарного университета Игорь Русин. По меньшей мере спорными являются и "приватизация" научных учреждений и вузов, и единый государственный экзамен, и 12-летнее школьное образование. Между тем главный вопрос так и остается без ответа: как повысить качество обучения и как интегрироваться в мировую и европейскую систему образования?
По мнению директора Центра информационных технологий в проектировании (ЦИТП РАН), доктора технических наук, профессора Владимира Гридина, на протяжении многих лет в нашей стране создавалась эффективная система подготовки научных кадров, основанная на глубокой связи со школьным образованием, качественном отборе при поступлении в вуз. Ведущие отрасли промышленности и конкретные предприятия работали в едином технологическом цикле с базовыми кафедрами учебных и научно-исследовательских институтов. В свое время все это было достаточно хорошо отработано. Ярким примером успешного партнерства по праву считается Физико-технический институт, образовавшийся из спецфакультета
Московского государственного университета.
В наши дни по этому пути идут многие научные коллективы. Среди них Ленинградский физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе, на базе которого академиком Жоресом Алферовым создано научно-образовательное объединение.
Серьезные наработки в реализации государственной программы взаимодействия фундаментальной науки, высшей школы и школьного образования достигнуты и в ЦИТП РАН. Научным руководителем ЦИТП РАН с момента образования является дважды Герой Социалистического Труда академик РАН Борис Бункин.
Основным направлением деятельности Центра является создание фундаментальных информационных технологий автоматизированного проектирования сложных систем. Научными сотрудниками Центра внесен существенный вклад в развитие и внедрение информационных технологий в производственной и социальной сферах Подмосковья. Здесь создан вычислительный центр коллективного пользования РАН, разработаны математические методы, модели, комплексы прикладных программ, используемые в социальной инфраструктуре города Одинцова, где при поддержке Центра появились первые компьютерные классы в школах, а также созданы лекционные курсы по информатике и программированию.
- Ученые Центра ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках московских и областных научных программ, - рассказывает Борис Бункин. - Научным коллективом Центра созданы приборы для медицинской диагностики и вибродиагностики в машиностроении, предложена концепция информатизации жизнедеятельности микрорайона как базовая составляющая информатизации города.
Интеллектуальные достижения ученых Центра представляют научный и практический интерес не только в обеспечении жизнедеятельности Одинцовского района и других территорий Московской области, но по многим позициям и полученным результатам значительно превышают мировой опыт.
Среди них, в частности, можно назвать разработки спектрального метода ускоренного численно-аналитического решения дифференциально-алгебраических систем уравнений с запаздывающим аргументом со сверхжесткими свойствами, основные архитектурные концепции комплексных интегрированных интеллектуальных систем автоматизированного проектирования (САПР), построение универсальной оболочки экспертной системы для задач САПР, создание информационно-интеллектуальной системы и системы защиты информации, разработка новых методов для эффективного решения задач энергетики с использованием беспроводной передачи энергии на основе современных инфотелекоммуникационных систем, использование нейросетевых технологий для решения задач интеллектуального анализа данных и защиты информации. Кстати говоря, этот новый метод беспроводной передачи энергии со временем составит достойную конкуренцию распространенным сейчас телекоммуникационным технологиям. Оптоволоконной связи, например. А предложенные Центром принципиально новые физические и математические модели генезиса и интенсификации разрушительных тропических циклонов с учетом процессов термо- и гидродинамики, теплообмена и изменения фазовых состояний и действия электрических и электромагнитных сил позволят усмирять буйство таких природных стихий, как цунами и торнадо. Представляете, сколько человеческих жизней будет спасено, если ученые смогут не только прогнозировать тайфуны и смерчи, но и управлять их разрушительной энергией! Так что ученые Одинцова знают, каким образом можно эффективно предотвращать, к примеру, строптивый нрав урагана "Катрина" , обрушившегося недавно на американский штат Новый Орлеан.
Между тем любая наука развивается только при условии, что у нее есть перспектива. Младший научный сотрудник не может появиться из ниоткуда, он должен вырасти из студента. Это тот потенциал, который дает возможность науке развиваться. Вот почему, считает Владимир Гридин, в соединении усилий фундаментальной науки, образования и промышленности можно развивать современные технологии и повысить качество подготовки научных кадров.
С этой целью Центр информационных технологий в проектировании РАН ведет работу по организации научно-учебного объединения (НУО) с Одинцовским гуманитарным университетом. Это один из первых муниципальных вузов России, созданный в 2004 году при непосредственном участии главы администрации Одинцовского района, доктора юридических наук, профессора Александра Гладышева.
Александр Георгиевич "сопровождает" будущих управленцев для работы в аппарате муниципалитета Одинцова, что называется, со студенческой скамьи. Студенты ОГУ проходят практику в администрации города, участвуют в разработке научных программ в сфере регионального хозяйствования: от выработки стратегии развития региона, определения ее конкурентоспособных условий до внедрения в практику жизни.
Под эгидой Центра сформирован факультет информационных технологий и систем ОГУ, являющийся системным связующим звеном остальных факультетов университета. Учеными Центра с привлечением ведущих научных кадров РАН, МГУ и других ведущих вузов создаются базовые кафедры, разрабатываются учебные планы, лекционные курсы, лабораторные и практические занятия.
Подобное сотрудничество на постоянной основе в формате единого научно-образовательного объединения является продуктивным как для Одинцовского гуманитарного университета, так и для Академии наук.
Ведь это реальная возможность совместно решать задачи подготовки, переподготовки и привлечения к фундаментальным исследованиям высококвалифицированных молодых кадров, совершенствовать механизмы использования результатов научных исследований в учебном процессе с участием известных ученых, а также формировать группы углубленной подготовки, создавать индивидуальные учебные программы, развивать систему дополнительного и послевузовского образования.
На базе объединения предполагается издавать монографии, учебные пособия, методические разработки, вести совместные исследовательские и образовательные программы. И, конечно же, на постоянной основе проводить стажировку студентов, подготовку магистров по базовым специальностям факультета "Информационные технологии и вычислительные системы". В ближайших творческих планах НУО -конкурсы молодых ученых и проведение олимпиад по информатике среди старшеклассников Одинцовского района.
Одним из основных направлений деятельности создаваемого научно-образовательного центра станет решение практических задач поддержки реализации муниципальной реформы в Московской области и Одинцовском районе, включая экономику, бизнес, ЖКХ, социальную сферу, современные методы управления.
Как практически будет реализован данный проект? Не постигнет ли его участь десятков и сотен не менее амбициозных замыслов, разработанных в рамках федеральных и региональных программ?
Борис Васильевич Бункин верит в счастливую судьбу научно-учебного объединения, создаваемого в Одинцове. Уже есть оригинальные разработки и накопленный опыт многих лет совместной работы, что позволит быстро, без раскачки приступить к практической реализации научных замыслов. Например, в области информационных технологий управления в условиях района. Или реализации уникальной программы "Экополис". Все они достаточно быстро найдут практическое применение в инфраструктуре Московского региона, муниципалитетах, в экономической и социальной сферах.
В течение многих лет ЦИТП РАН сотрудничает с Академией приборостроения и информатики Минобрнауки РФ: научные сотрудники Центра преподают в академии, а научные сотрудники академии принимают участие в научно-исследовательских проектах, которые проводятся по программам фундаментальных научных исследований Отделения информационных технологий и вычислительных систем (ОИТВС РАН). В настоящее время формируется пакет документов для создания НУО с Академией приборостроения и информатики.