http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=310c1aad-3a04-40a6-8ce7-a0405496f829&print=1
© 2024 Российская академия наук
Иван Иванович, замминистра образования и науки Дмитрий Ливанов, говоря о новой ФЦП, затронул тему стимулирования спроса бизнеса на результаты инновационных разработок. При этом четкой стратегии увеличения такого спроса так и не было обозначено. Какой она должна быть по Вашему мнению?
Это просто взаимное непонимание. О чем идет речь? Программа – в любом случае вещь временная, при современном бюджетном цикле она может длиться максимум два года. Одна организация больше чем на два года ничего подписать не сможет, а второго захода не будет. Поэтому стоит задача, чтобы заявки были такими, что по результатам их выполнения организация смогла бы жить или умерла. Возможен и тот, и другой вариант. Но если организация хочет жить, она должна построить свой бизнес-план таким образом, чтобы у нее была возможность потом работать самостоятельно. Это первая часть.
Вторая часть касается заказа финансирования потребителей. Если организация делает заявку на то, что она хочет жить и дальше, у нее должен быть потребитель. Этот потребитель делом должен показать, что он сможет эту организацию кормить. Когда речь идет о стимулировании спроса, речь идет как раз об этом. У каждого продукта есть определенный жизненный цикл, который занимает шесть-семь лет. На протяжении этого жизненного цикла есть этап, когда нужно сделать НИР и ОКР. Государство говорит, что если сложился механизм для финансирования всего этого жизненного цикла, то государство готово взять на себя ответственность за частичное финансирование этих двух этапов. Только двух, притом не полную ответственность, а в размере 50%. Если есть тот, кто готов заплатить остальные проценты за этапы НИР и ОКР, тогда государство заплатит. С этой точки зрения и стимулируется спрос, потому что если нет замкнутой цепочки, если не видно, что система будет жить сама, то государство денег не даст.
Будут ли в программе предусмотрены какие-то меры прямого стимулирования спроса – выставки, смотры достижений, встречи с бизнес-сообществом?
Да, это будет актуально, если в ходе ее реализации окажется, что есть несколько десятков заявок, которые дают результаты не только для одного какого-то конкретного бизнеса-заказчика, а собираются работать на рынке. Таких бизнесов–потенциальных потребителей много не только в России, но и за рубежом, государство здесь опять берет на себя нагрузку, чтобы помочь новым научным организациям в маркетинге их продукции. При этом речь может идти как о маркетинге непосредственно научно-технической продукции, так и о маркетинге продукции производственной. Например, появился новый бизнес, который купил результат НИР и запустил производство. Пожалуйста, можно эту продукцию рекламировать и продвигать на специальных выставках.