http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=31ca47db-5153-4c76-a23c-e05b75ea65ec&print=1© 2024 Российская академия наук
Со второй половины XX века прирост тратится 2, 5-2, 8% ВВП, а, например, во Франции и Великобритании - 2, 3-2, 4%. При этом в каждой стране есть своя система финансирования инноваций.
О масштабном стимулировании инновационной деятельности в США всерьез задумались в 60-е годы XX века, когда страна переживала экономический спад. Правительства штатов и местные власти совместно с частными компаниями и академическими организациями стали формировать разнообразные партнерства и осуществлять совместные программы, в рамках которых обеспечивалась грантовая поддержка разработки новых коммерчески ориентированных технологий.
Этот опыт стал основой для выработки принципов федеральной научно-технологической политики. Государству пришлось обратить внимание на нежелание частных компаний вкладывать средства в долгосрочные и высокорисковые технологические исследования, даже если они могли принести значительные выгоды обществу в целом. Поэтому в 80-е и 90-е годы был принят ряд правовых актов, направленных на активизацию государственного стимулирования создания базовых технологий. В частности, были сняты некоторые антитрестовские ограничения для межфирменных объединений в сфере науки и технологий. Для привлечения в разработку и распространение технологий частного бизнеса, в том числе малого и среднего, фирмам и университетам предоставили возможность получать эксклюзивные патентные права на федеральные технологии (лицензирование федеральных патентов).
В последние годы к финансированию исследований и разработок в рамках федеральных программ, к совместной выработке национальных научно-технологических приоритетов и использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах стали все больше привлекать правительства штатов, которые учредили в своей администрации управления по науке и технологиям. В1995 году совокупные расходы штатов на исследования и разработки и материально-техническую базу сферы науки и технологий составили $3 млрд.
В 1998 году доля расходов государства на НИОКР сократилась до 30% по сравнению с 50% в начале 80-х годов и, соответственно, возросла роль специальных корпоративных фондов поддержки НИОКР, средств корпораций и крупных частных фирм.
Для привлечения частных инвестиций в сферу науки и технологий используются налоговые стимулы или, к примеру, внешнеторговая политика. Причем иногда способы применяются достаточно радикальные - например, ограничения доступа американских компаний к иностранным технологиям и ограничение иностранных инвестиций в национальные исследования и разработки, что по идее должно побудить американский бизнес к более активным вложениям в родную науку.
Для разработок и коммерциализации базовых технологий масштабного применения учреждаются так называемые стратегические межотраслевые партнерства. Форма построения и набор участников таких партнерств находятся целиком на усмотрении частного сектора. Государство осуществляет рекомендательную и информационно-консультационную функцию. По закону промышленно-технологические партнерства могут включать фирмы, имеющие организационно-правовую форму партнерств с ограниченной ответственностью в области исследований и разработок, кооперационные организационно-правовые структуры в области исследований и разработок, бесприбыльные организации, федеральные ведомства и организации.
Главный тезис сегодняшней администрации, оправдывающей необходимость усиления государственного регулирования научно-технологического прогресса в стране, - интересы национальной экономической безопасности, причем не военной, а именно экономической, прямо подразумевающей усиление конкурентоспособных позиций США в мире. Как заявляет правительство США, основной практической задачей является эффективная передача технологий, созданных в федеральных лабораториях и промышленности, в гражданский сектор, а из университетов - в промышленность. Сейчас регулированием инновационной деятельности занимаются государственные структуры вроде Американского научного фонда, НАСА, Национального бюро стандартов и министерства обороны, пользующиеся для этой цели исключительно бюджетными средствами, а также Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, привлекающие около 50% средств от частных фирм и организаций.
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров, наиболее эффективные из которых по представлению Национального научного фонда могут первые пять лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета.
ЯПОНИЯ Где-то до конца 70-х годов прошлого века Япония активно использовала зарубежные научно-технические разработки, получая их легальными (покупая лицензии и патенты) и нелегальными путями. Это породило имидж Японии как страны, которая ничего не изобретает и вообще живет чужим умом. И хотя до сих пор японцы не гнушаются использовать научные заимствования, уже с середины 80-х годов прошлого века корпорации Японии начали все активнее развивать собственные исследования.
Сейчас в Японии государственные расходы на НИОКР составляют до 3, 5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет министерство внешней торговли и промышленности (МВТП; отметим, что экономика Японии экспортно ориентированная). А контроль за выполнением конкретных направлений научно-технических программ (НТП) осуществляет управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. МВТП активно использует льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственную комплексную помощь экспортерам и содействие их сбытовой деятельности для развития экспортного производства и экспорта. Кроме того, для этой же цели японское государство широко использует и косвенные методы вроде целевого распределения финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточения их в приоритетных отраслях, содействия организациям в приобретении передовых иностранных технологий, контроля за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Государственное регулирование инновационных процессов в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, а также протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ. В годы военных диктатур в Южной Корее вопрос с финансированием научно-технических исследований в рамках частных корпораций решался просто. Например, популярный сейчас в Корее генерал-президент Пак Чон Хи вызывал на ковер владельцев чэболей (южнокорейских олигархических корпораций) и распекал их за то, что они тратят средства на бриллианты женам и прочую роскошь. И настоятельно рекомендовал найти лучшее применение заработанным вонам. Например, использовать их для развития НИОКР.
Но в начале 90-х годов прошлого века военные диктаторы уступили власть гражданским политикам, и Южную Корею постигла всеобщая либерализация. Правительство Южной Кореи передало заботу о промышленном развитии в частные руки и, способствуя развитию высокотехнологичных отраслей и научно-исследовательской инфраструктуры, сняло введенные при военных диктаторах ограничения на торговлю и привлечение иностранных инвестиций. Для развития новых технологий внутри страны и активизации импорта технологий были усилены меры по защите прав интеллектуальной собственности. Кроме того, правительство внедрило несколько новых программ, направленных на развитие кооперации в научных исследованиях с другими странами, как частного, так и государственного сектора НИОКР.
В 90-х были отменены необходимость уведомления об импорте любых технологий, кроме ядерных, а также экспортные пошлины для фирм, принадлежащих иностранным инвесторам. В результате этих мер уровень либерализации прямых иностранных инвестиций в Корее повысился до уровня 95, 1%, что означает, что почти 100% отраслей корейской промышленности сейчас открыты для иностранных инвесторов.
Однако в 1997 году неуемное привлечение капиталов привело Южную Корею, а затем и всю Восточную Азию к финансовому кризису. Одним из его уроков стало то, что "догоняющая" модель развития, принесшая столь значительные успехи новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии, во многом исчерпала себя. Южнокорейские чэболи, осуществлявшие наибольшие затраты на НИОКР и наибольшие капитальные инвестиции, стали терять лидерство в посткризисной экономике. Упала и эффективность их затрат на НИОКР.
В этих условиях появились некоторые новые инновационные механизмы, которые, по оценкам экспертов, могут открыть Южной Корее возможности уже для постиндустриального лидерства. Инновационные сети возникли преимущественно в высокотехнологических отраслях, таких как биотехнология, информация и связь. Примером могут быть Долина Даедук, строящаяся по принципу американской Силиконовой долины, и Технопарк Поханг у Сеула.
Началась реструктуризация корпоративной системы НИОКР в чэболях: наряду с корпоративными центрами НИОКР появились венчурные компании, объединенные в некие венчурные "клубы" материнских фирм. В 1998-2001 годах число венчурных компаний увеличилось с 2 тыс. до 11 тыс., а число исследовательских центров на базе крупных корпораций - с 2 тыс. до 9 тыс. Увеличивается доля НИОКР, осуществляемых малыми и средними фирмами в кооперации с другими участниками инновационного процесса.
Значительно увеличило расходы на инновационную деятельность и государство. В 2002 году расходы на НИОКР составили 2, 53% ВВП, при этом доля государства в валовых расходах на НИОКР составила приблизительно одну четверть от общих (в том числе негосударственных) расходов, то есть доля госрасходов на НИОКР составила 4, 3% бюджета страны.
Следует отметить, что основной целью национальных программ НИОКР в Южной Корее является поддержка и совместное участие в исследованиях частных компаний, а также ведение исследований в областях, не пользующихся большим спросом у частных компаний. При этом, однако, недостатком южнокорейской инновационной системы остается пренебрежение фундаментальными долгосрочными исследованиями, а также распыление средств между разными исследовательскими программами. Средства бюджета, предназначенные для НИОКР, идут в основном в государственные НИИ. Это приводит к тому, что университеты играют незначительную роль в национальной инновационной системе. В 1998 году НИИ были уполномочены проводить 65% национальных программ НИОКР, в то время как университеты и промышленные компании получили лишь 9% и 2% программ соответственно.
КНР. После принятия в 1984 году в КНР концепции плановой товарной экономики в качестве доминирующих стратегических целей технологического развития были выдвинуты усиление фундаментальных исследования, повышение научно-технической мощи страны, повышение коэффициента количественного и качественного вклада науки и техники в социально-экономическое развитие.
В рамках осуществление стратегии "подъема страны в опоре на науку и образование" в качестве основных задач были определены стимулирование инновационных научных исследований, создание индустрии высоких технологий и усиление фундаментальных исследований.
В 1998 году государством была инициирована экспериментальная работа по "проекту созидания новых знаний", на которую планировалось в течение трех лет выделить 4, 8 млрд юаней (около $600 млн) с целью образования государственной системы и механизма интеллектуального новаторства, а также с целью создания на международном уровне ряда центров новаторства в знаниях, с тем чтобы заложить фундамент широкомасштабного повышения новаторского интеллектуального потенциала страны.
В 1998 году государство также ассигновало 1 млрд юаней (около $120 млн) на учреждение фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля, предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций, поддержки трансформации научно-технических достижений в реальную производительную силу и оказания помощи научно-техническим работникам в создании ими предприятий научно-технического профиля.
Еще в 90-е годы XX века правительства западноевропейских стран обратили особое внимание на проблемы инноваций, рассматривая их как важный фактор конкурентоспособности. В настоящее время западноевропейские государства используют широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних компаниях, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.
К числу прямых мер можно отнести снижение "цены" капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США, в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь такие нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), и частных лиц ("бизнес-ангелов"), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования.
Во Франции правительство выделило 100 млн франков на конкурс проектов по организации новых высокотехнологичных фирм, в результате которого было отобрано 244 проекта.
В Великобритании повышение инновационной активности рассматривается как главный фактор обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. В 2002 году расходы по статье "поддержка инноваций и технологии" были увеличены министерством торговли и промышленности на 20%, при этом первостепенное значение придавалось развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях хозяйства. Расходы по данной статье составили 57% бюджета министерства на НИОКР. Остальная его часть была предназначена для целевого развития НИОКР в аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая ядерную.
В 2000 году самые большие объемы средств по статье "поддержка инноваций и технологии" были выделены на развитие инфраструктуры (32%), трансфер технологий (29%), распространение лучшей практики (10%).
В Великобритании действующая с 1993 года программа "Предвидение" предусматривает совместное с частной промышленностью определение перспективных рынков и технологий на ближайшие 10-20 лет, а также мероприятий, необходимых для сохранения международной конкурентоспособности страны. В1997-2000 годах правительство выделило 24 консорциумам на осуществление кооперационных проектов Ј30 млн, вклад частной промышленности составил Ј62 млн.
В 90-х годах в государственной инновационной политике стран Западной Европы начинает превалировать кластерная философия: правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государства при этом не только способствуют формированию кластеров, но и сами становятся участниками сетей. Кластерные стратегии широко используются в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии и ряде других стран.
ИЗРАИЛЬ. В Израиле считают, что инновационное развитие экономики не может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования, но средства, выделяемые правительством, могут послужить катализатором инновационных процессов.
Таким катализатором для венчурной индустрии в Израиле стала правительственная программа Yozma с общим объемом финансирования $100 млн. Спустя семь лет после начала ее реализации в 1993 году в Израиле действовало свыше 100 венчурных фондов, в управлении у которых находилось около $10 млрд.
Созданная в рамках программы государственная инвестиционная компания Yozma выступала как "фонд фондов". Ее капитал был вложен в десять вновь созданных инвестиционных фондов. В каждом случае пакет акций, принадлежавших правительству, составлял не более 40%, что оставляло контроль над фондами в частных руках. При этом инвестированные правительством $100 млн обеспечили привлечение в венчурную индустрию около $150 млн средств от частного сектора, которые и положили начало многомиллиардным оборотам нынешнего венчурного бизнеса Израиля. В совокупности это позволило обеспечить необходимую критическую массу венчурного капитала для инвестиций в высокотехнологичные проекты.
К участию в создании фондов Yozma правительством были приглашены крупные зарубежные финансовые и инвестиционные компании. Однако создаваемые фонды должны были управляться израильскими независимыми частными управляющими компаниями. Сочетание этих условий обеспечило эффективный трансфер передового опыта и управленческих технологий, которыми обладали зарубежные акционеры фондов Yozma.
Все это привело к бурному росту венчурной индустрии в Израиле. К 2001 году в стране действовало более 100 венчурных компаний - против 2 в 1990 году. При этом бывшие фонды Yozma до сих пор остаются лидерами отрасли. В 2001 году примерно $5, 5 млрд из $10 млрд в израильской венчурной индустрии находилось под управлением бывших менеджеров фондов Yozma.
Конечными результатами реализации программы Yozma стали резкий рост инновационной активности и расширение экспорта высокотехнологичной продукции из Израиля. Общее число ежегодно создаваемых в Израиле новых компаний, использующих новые технологии, выросло с 300-350 в 1993-1994 годах до 1000-1500 в 1999-2000 годах. Объем высокотехнологичного экспорта увеличился с $2, 2 млрд в 1991 году до $11 млрд в 2000 году.