http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=31f33c59-6194-461e-8262-09a5a1651f92&print=1
© 2024 Российская академия наук

АНГЛИЧАНЕ И СКОЛКОВО

15.11.2010

Источник: Известия, СЕРГЕЙ ЛЕСКОВ, РЕЗОНЕР



Англичанин-мудрец изобрел паровую машину. То, что в Англии живет технический гений, - строгий научный факт. За наукой в Англию ездили поколения русских - от Мирона Черепанова до Петра Капицы, а теперь свежие нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов. Есть мнение, что если бы Михайло Ломоносов не застрял в Германии, а доехал до Англии, то не только сам сделал бы гораздо больше, но вся российская наука и история пошли бы более перспективным путем. А еще есть мнение, что законы электродинамики Максвелла сделали для человечества значительно больше, чем Великая французская революция.

Англия - страна, где зародилось понятие научно-технического прогресса, и неторопливый, веками неизменный ход мировой истории пошел вскачь. Теперь эпохи сменяются, как пейзажи за окнами в поезде, - индустриальная, постиндустриальная, информационная. С момента изобретения паровой машины до наших дней мир претерпел значительно больше трансформаций, чем со времен библейских пророков до рождения Джеймса Уатта.

Паровая машина с промышленным КПД появилась в конце XVIII века, когда российский творческий гений поднялся до строительства потемкинских деревень. Даже во Франции прогрессивный Наполеон считал, что корабль без парусов - нелепица. Между прочим, после смерти Джеймсу Уатту поставили памятник в Вестминстерском аббатстве. Быть может, это первый в истории памятник изобретателю и, как сейчас принято говорить, инноватору. В нашей стране до сих пор памятник ученому - великая редкость. К примеру, у Кремлевской стены, где захоронено несколько сотен человек, покоится прах лишь четырех ученых, все были к тому же крупными начальниками, что говорит о более чем скромном уважении, которое традиционно питает наша власть к науке.

Овечка Долли, которая стала символом новой эпохи генетических преобразований, не могла найти лучшего места для рождения, чем Великобритания. Как география ведет свой отсчет от Гринвичского меридиана, так и в науке Англия считается мерилом истинности нововведений. Если уж консервативная Англия решилась на реформу, то мертвому пора подниматься... На днях премьер Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о том, что в Лондоне будет сооружен аналог американской Силиконовой долины. По словам премьера, инвестировать в строительство центра высоких технологий выразили желание Intel, Google, Facebook, Vodafone и Cisco.

Английский наукоград даст зеленую улицу ученым и бизнесменам со всего мира. В законодательстве будут сделаны изменения, жесткие правила иммиграции и выдачи виз станут мягче, чтобы без бюрократических проволочек привлечь толковых специалистов. Налоговые льготы подтолкнут инновации. Кроме того, будут внесены поправки в английское законодательство об авторском праве, которое отличается от европейского и отпугивает инвесторов в области хайтека, о чем говорил создатель Google Сергей Брин. Наукоград будет построен в Олимпийском парке в Лондоне, который откроется к летним Играм 2012 года. Дэвид Кэмерон уже окрестил свой инноград - East London Tech City и высказал прогноз, что у него есть все шансы стать конкурентом американской Силиконовой долины. Серьезность намерений подтверждается тем, что на поддержку проекта East London Tech City из бюджета будет выделено 230 млн. фунтов стерлингов, хотя в Англии казна чрезвычайно редко помогает коммерческим начинаниям. В такую же сумму оценивается фонд, который создается для продвижения иннограда.

В России развитие проекта "Сколково" сопровождается хором критиков, которые заглушили бы пение ночных цикад душной ночью. Но вот Англия делает аналогичный шаг - и оппонентов не слышно. Англии нужна модернизация - и нужен свой инноград. Вряд ли Кэмерон изучал опыт "Сколково", но даже в деталях российский и английский проекты похожи, как пешки из шахматного набора. Параллельные пути говорят о том, что они верны. В обоих случаях инноград будет строиться около столицы, но в чистом поле, а не на базе уже существующих научных центров. У нас Томск и Новосибирск вздыхают, что инноград прописался не на их базе. Кембридж и Оксфорд претензий не предъявляют. Чтобы инноград совершил модернизационный прорыв, его надо строить в чистом поле, где старые традиции и липкие отношения не тянут ко дну. К слову, все российские иномарки выпускаются на новых заводах - ГАЗ и АвтоВАЗ с их мощностями и кадрами модернизировать не удается.

Законодательные новации для английского и российского инноградов совпадают, будто их готовила одна команда. Визовые изменения, налоговые каникулы и льготы, авторское право... В чем Россия превосходит Англию, так это в государственной поддержке. 230 млн. фунтов выглядят бледно по сравнению с нашими 85 млрд. рублей, расписанными на три года. Вечная коррупционная составляющая? От крупных бизнесменов, которые знают правила "распила" тверже букваря, приходилось слышать, что деньги для настоящего аппетита на "Сколково" отпущены небольшие, а политические приобретения могут быть такими, что целесообразно работать честно.

Два "Сколково" стартуют одновременно. У конкурента есть преимущество, потому что в Англии развита инновационная среда, а в России она в состоянии анабиоза. Но, как говорят китайцы, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Американская Силиконовая долина для нас ориентир, английская - конкурент.