http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=332cb748-4f19-46f6-94bc-d6a47fa2540e&print=1© 2024 Российская академия наук
Сначала о грустном
Иосиф Исаевич Гительзон... Имя создателя научной школы «Экологическая биофизика (биофизика и биотехнология надорганизменных систем)» хорошо известно мировому научному сообществу. Именно он стоял у истоков создания в Красноярске уникальной установки «Биос» и самого основания Института биофизики СО РАН в географическом центре России. И тем печальнее было академику перед самым его юбилеем получить столь неприятное известие — о грядущей «реорганизации» РАН. Он прямо называет это действие правительства попыткой нового передела российской собственности и отъёма того, что нажито Академией наук со времен Петра Великого. Горьким был взгляд академика, когда на мою просьбу о встрече для интервью, необходимого при подготовке юбилейного очерка, он коротко ответил:
— Не до очерков сейчас. Академию спасать надо...
Потому Иосиф Исаевич очень жёстко выступал и на Президиуме СО РАН, и на Президиуме КНЦ СО РАН. Его выступление в Новосибирске «НВС» процитировала, а я позволю себе привести слова из выступления учёного в Красноярском научном центре:
— Не думал, что за 60 лет научной деятельности доживу до такого! Никто ещё после фашистского нашествия не пытался так разрушить российскую науку — последнее, что осталось в стране. В сравнении с остальным — она дешевле, вот и выжила. Выжила только за счёт особого отношения людей науки к своей работе. Я помню 90-е годы. Морозной зимой, ранним утром смотрю из окна своего, тогда директорского кабинета, и вижу — люди идут в институт! Хотя мы им ничего не платили. И я подумал: что ещё можно сделать для того, чтобы они перестали ходить? Только брать с них плату за вход! Наука выжила только благодаря этим людям!
А то, что сейчас сделать министерство, пытаясь цинично купить членов Академии за счёт добавки к жалованью и захватить при этом её собственность, говорит о желании попросту уничтожить нашу науку. Думаю, что нам сейчас очень важно бороться наступательно. В этой чрезвычайной ситуации, мне кажется, надо выиграть время. Что мы можем сделать? Совершенно очевидно, что этот закон может быть оспорен по многим пунктам. Первое действие, которое Академия должна предпринять — отодвинуть принятие закона Думой. Вся эта поспешность настолько очевидна — не зря они хотят принять его в летнее время, когда в обществе наблюдается затишье. Я сегодня разговаривал со многими членами Академии в Москве. Что там? Академики, в том числе и я, написали президенту РАН В. Е. Фортову требование о созыве внеочередного Общего собрания РАН. Необходимо обратиться и к Президенту РФ. Может быть, чем больше таких обращений будет к нему, тем понятнее станет, насколько это действие противоречит интересам страны. Это дело каждого и всех нас вместе, первая самая неотложная помощь в сложившейся ныне экстремальной ситуации.
Вот так: накануне двойного юбилея — 85-летия и 60-летия научной деятельности — академику Гительзону пришлось вместо праздника заняться совсем другим делом — битвой за науку. Пока здравый смысл в верхнем эшелоне власти, кажется, победил — по крайней мере, сроки сдвинулись, Дума приняла кое-какие поправки. Разумеется, о конечном итоге думать пока рано — жизнь покажет, как дальше будет развиваться российская наука.
Отпраздновать пришлось
А юбилей Иосифу Исаевичу всё-таки пришлось отпраздновать. Не могли коллеги, друзья и ученики в этот знаменательный день не поздравить человека, отдавшего всю свою жизнь познанию нового. Тем более, юбилей состоялся в Сибирском федеральном университете, где академик является научным руководителем Института фундаментальной биологии и биотехнологии и научным руководителем Научно-образовательного центра «Енисей», созданного в СФУ (тогда — КрасГУ) ещё в сентябре 1999 года. Работа кипит — это подтверждает не так давно выигранный мегагрант по проекту «Биолюминисцентные технологии», для участия в котором он пригласил своего давнего хорошего знакомого, лауреата Нобелевской премии по химии 2008 года Осаму Симомура.
Открывая торжественное заседание в честь юбилея И. И. Гительзона, директор Института биофизики СО РАН академик А. Г. Дегерменджи, тепло поздравив юбиляра, обозначил главные заслуги учёного в получении новых знаний, зачитал поздравительные телеграммы в его адрес, пришедшие со всех концов света. И предоставил слово для научного доклада.
Начал Иосиф Исаевич свою лекцию необычными для праздничной встречи словами:
— Так получилось, что сегодня я принимаю поздравления. Тронут. Но должен сказать, что вчерашний день был далеко не радостным для Российской науки. И это мы с вами должны осознать. Потому, что вчера, правда, пока в первом чтении, закончилось существование российского детища, рождённого Петром I — Академии наук. Этот день мы должны отметить трауром. Я очень надеюсь, что наука преодолеет и это препятствие, в том числе и с нашим с вами участием. Поэтому дальше я буду рассказывать о том, что делалось в Красноярске — как в маленьком элементе науки нашей страны. И в доказательство того, что наука жизнеспособна — в отличие от сказанного нашим министром.
Итак, Красноярск, середина 50-х годов. На слайде портрет Леонида Васильевича Киренского — и мне приятно, что рядом с ним я. Леонид Васильевич — исключительная фигура для Красноярска, а может быть, и для Сибири в целом. Наверное, равномасштабная Ломоносову для российской науки. И это должно знать и помнить. Именно он начал здесь создание фундаментальной науки. Здесь были учебные заведения с небольшими научными работами, а Леонид Васильевич создал первый академический институт — Институт физики. На полгода раньше, чем само Сибирское отделение АН СССР, куда мы вскоре и вошли. Создавая институт, Леонид Васильевич сразу заложил в его основу кроме своей магнитной лаборатории ещё две: спектрального анализа и биофизики. Потому, что были заделы в этих областях. Это очень характерно для него: в отличие от многих ярких учёных, которые, однако, видят свою и только свою линию в науке, он видел шире. А надо сказать, в те годы заниматься биофизикой считалось ересью. Потому, что над биологией в стране довлел культ Лысенко, который говорил, что физика не должна заниматься биологией. Биология, дескать, отдельная наука, и физикам в ней делать нечего.
Разрушитель мифов
Тем не менее, догматы не помешали красноярцам заниматься биофизикой. В результате у нас появилась такая лаборатория, из которой впоследствии родился целый институт. Немудрено: эксперимент «Биос» (замкнутая экологическая система жизнеобеспечения с автономным управлением) нигде в мире повторить не могут. Хотя в Европе и в США, в Китае и Японии такие попытки делаются. Создать жизнеобеспечивающие модули на других планетах хотят все... Очень интересно с созданием «Биоса» получилось. Л. В. Киренский вместе с И. И. Гительзоном «прорвались» к Главному конструктору (в те времена и имя-то его не положено было упоминать!) С. П. Королёву, рассказали, что они работают над таким экспериментом. Королев заинтересовался и распорядился дать красноярским учёным... миллион! И потом внимательно следил за тем, что получается в Красноярске. Результаты его радовали...
А начинал свою деятельность в новом тогда направлении будущий доктор медицинских наук с биофизики крови. Во многих направлениях работал и работает Иосиф Исаевич. Сейчас он занимается в том числе изучением светящихся организмов. С ними связаны неоднократные путешествия на легендарном «Витязе» по морям и океанам, изучение грибов и других наземных организмов. Занимается он и проблемами Ноосферы Земли.
А. Г. Дегерменджи подвел итог лекции И. И. Гительзона:
— Очень жаль, что на сегодняшней лекции не присутствует министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов. На его глазах были бы разрушены два мифа: «наука в России умерла» и тезис о том, что пожилой возраст — признак слабоумия. Иосиф Исаевич нарушает стройную теорию Минобрнауки.
Мэр восхищён!
После этого выступил мэр Красноярска, к.т.н. Э. Ш. Акбулатов:
— Хотелось говорить, как это принято на юбилеях, о большом творческом, жизненном пути юбиляра. Но мне кажется, Иосиф Исаевич настолько неординарно все это сделал, популярно и доступно для любого человека. Поэтому я полностью изменю подготовленное мной выступление и выскажу свое восхищение. вашим творческим путём, восхищение вашей активностью, восхищение вашим стремлением продолжать познавать новое, учить, воспитывать и передавать свои знания студентам, аспирантам, докторантам — всем тем, кто с вами работает.
И восхищение той лекцией, которую я сегодня с удовольствием прослушал! Вы знаете, мы вместе с руководством университета говорим о том, что СФУ должен выполнять и большую системообразующую функцию. Он должен быть центром популяризации научных знаний — как фундаментальных, так и прикладных, быть центром проведения популярных лекций по самым популярным и разнообразным вопросам. Мне кажется, что прекрасные здания университета будут востребованы горожанами. Уверен, что лекция, прочитанная вами сегодня, может быть прочитана и для широкого круга горожан и людей, которые могли бы приехать в Красноярск, чтобы приобщиться к этим знаниям. Я настоятельно призываю вас прочитать эту лекцию для широкого круга слушателей! Она настолько популярна и при этом глубока, что заинтересует огромное количество людей.
Безусловно, я хочу высказать восхищение и вашим патриотизмом. Вы в своей лекции несколько раз сказали о том, что «это было сделано в Красноярске». И это говорит о том, что именно в Красноярске, в созданном вами институте, в созданной вами научной школе и должны были проводиться эти исследования. Это для меня очень и очень отрадно.
Было сказано ещё много теплых слов, вручено подарков. Но самый дорогой его сердцу — наверное, золотой значок в виде герба Красноярского края от Законодательного собрания. Истинный патриот при его вручении заметил:
— Теперь у меня оба лацкана пиджака будут заняты: один — знаком Академии наук, а второй — Красноярского края!
* * *
Газетных страниц не хватит, чтобы рассказать о жизни и научном пути нашего выдающегося земляка. Потому я хочу завершить эти заметки короткой справкой с официального сайта Сибирского федерального университета:
«Врач и биолог по образованию, И. И. Гительзон — известный и признанный специалист в области биофизики. Его разносторонние работы по биофизическим методам анализа эритроцитарных популяций и регуляции системы крови, параметрическому управлению биосинтезом микробных популяций и замкнутым экологическим системам жизнеобеспечения человека, биофизическому мониторингу природной среды и методам биолюминесцентного анализа широко известны в России и за её пределами. И. И. Гительзон вместе с академиком Иваном Александровичем Терсковым являются основателями Института биофизики СО РАН в Красноярске. Они создали новое направление в биофизике надорганизменных систем, обосновавшее возможность интегрального подхода к диагностике состояния экологических систем различного уровня организации и сложности. Под его руководством выполнены экспедиционные исследования биологической светимости Мирового океана. По инициативе И. И. Гительзона разработаны большие научно-социальные проекты — «Экология величайших рек мира» («Чистый Енисей»), программа «Хлорофилл в биосфере» («Зелёная волна»), поддержанные ЮНЕСКО, Российской академией наук и Национальной астронавтической федерацией США, Российским Фондом фундаментальных исследований и др.
И. И. Гительзон ведёт большую педагогическую работу, является одним из основателей Красноярского государственного университета; подготовил десятки докторов и кандидатов наук. Его регулярно приглашают читать лекции в университетах Европы, Америки, Японии. В настоящее время И. И. Гительзон — научный руководитель Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета и Научно-образовательного центра «Енисей».
И. И. Гительзон широко известен международному научному сообществу как исследователь и организатор науки, постоянный участник конгрессов МАФ, КОСПАР; избран действительным членом Международной Академии Астронавтики, членом редакционных советов ряда международных изданий; ведет большую научно-общественную работу, будучи членом Объединённого учёного совета по биологическим наукам СО РАН, ряда научных советов Российской академии наук".