217-ФЗ: закон принят, а действует ли он?

20.11.2009

Источник: Sibai, STRF. Анна Горбатова



Все участники расширенного выездного заседания Совета по инновациям отмечали важность и своевременность принятия Федерального закона от 02.08.2009 г. № ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – 217-й ФЗ). Но уже первые месяцы его реализации выявили немало проблем.

Проблемы правоприменения

На основных проблемах правоприменения 217-го ФЗ акцентировал внимание собравшихся председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН Валерий Черешнев. Эти проблемы ранее были озвучены на круглом столе «Инновационное развитие России: проблемы законодательного обеспечения», проходившем 19 октября в Государственной Думе.

Первая проблема, по словам Валерия Черешнева, — «отсутствие у большинства научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов». Нет патентов, лицензий, что препятствует формированию учредительных вкладов при создании малых инновационных предприятий (МИП).

Вторая проблема заключается в отсутствии у вышеназванных учреждений «необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса».

Третья — в незаинтересованности предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости.

Четвёртой проблемой Валерий Черешнев назвал, заглядывая вперёд, «банкротство предприятий малого инновационного бизнеса». Процедура банкротства МИП, учредителями которых являются бюджетные учреждения науки и образования, по другому, 120-му федеральному закону осложнена, поскольку учредители должны расплачиваться по своим обязательствам либо деньгами, либо (если денег нет) собственностью. Это обстоятельство может иметь последствием отчуждение площадей.

В том, что не всё удалось учесть при подготовке 217-го ФЗ, нет ничего удивительного — ведь элементы инновационной системы и соответствующее им законодательство ещё только формируются. Но нет и ничего страшного. «Все вопросы — правовые, организационные и кадровые — разрешимы», — полагает директор Института проблем химической физики РАН, председатель Совета директоров институтов РАН, академик Сергей Алдошин. Главное, по его мнению, то, что принятие этого закона позволит «решить проблему коммерциализации разработок с привлечением малого бизнеса». Но, как считает академик, «надо разобраться, какие права на использование результатов интеллектуальной деятельности могут передаваться в малые предприятия, каков будет порядок управления переданными правами». Этот вопрос полностью не решён в главе 77 части IV Гражданского кодекса РФ, в которой речь идёт о единых технологиях и процедурах использования прав на эти технологии. Однако, полагает Сергей Алдошин, не стоит торопиться с поправками в 217-ФЗ закон; многие конкретные вопросы можно решить принятием «внутренних документов», в том числе в рамках Российской академии наук. Сергей Алдошин также сообщил, что РАН собирается создать базу данных малых инновационных предприятий.

Поддержка Минобрнауки

Говорить о том, что новый закон неэффективен, по мнению заместителя Министра науки и образования РФ Александра Хлунова, пока рано. В самом деле, чтобы понять, как действует закон, что в нём менять, нужно пройти какой-то путь. И здесь министерство готово оказывать создающимся малым инновационным предприятиям посильную помощь. Уже подготовлены методические рекомендации, в которых пошагово прописано, что и как надо делать. Кроме того, в ближайшем будущем эффективность деятельности научных и образовательных бюджетных учреждений будет оцениваться и показателем количества созданных МИП.

Замминистра подчеркнул, что «закон носит компромиссный характер», и не все проблемы, волнующие инноваторов, в нём учтены, в том числе вопрос об источниках средств на зарплату, аренду помещений. Однако министерство пытается создать инструменты поддержки реализации этого закона и вносит свои предложения по использованию ресурсов институтов развития. В частности, для создания МИП при бюджетных научных и образовательных учреждениях могут быть использованы средства посевного фонда Российской венчурной компании (объём его капитализации составляет 2 миллиарда рублей) и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Намерено оказывать поддержку таким МИПам и Роснано. В ряде регионов (Томская и Белгородская области, Татарстан, Москва) программы поддержки малого бизнеса планируется распространить и на предприятия высокотехнологичного сектора, создаваемые при университетах и исследовательских институтах.

Александр Хлунов проинформировал участников расширенного выездного Совета по инновациям о новой инициативе Минобрауки. Льготные нормы аренды малыми инновационными предприятиями объектов инфраструктуры (профинансированных из федерального бюджета), которые предусмотрены «зависшим» пока проектом постановления Правительства, предлагается ввести не для всех МИПов, а лишь тех, что создаются научными и образовательными учреждениями. Согласно этим нормам, в первый год работы оплачивается 40 процентов рыночной стоимости арендуемого помещения, во второй год — 60 процентов, в третий — 80 процентов.

Опыт МГУ

То, что малые инновационные предприятия создавались вокруг вузов и довольно успешно работали, несмотря на лакуны в законодательстве, известно. Опытом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова поделился проректор крупнейшего вуза, академик РАН Алексей Хохлов. В МГУ существуют Центр трансфера технологий и Научный парк, которые содействуют коммерциализации научно-технических разработок малыми предприятиями, в том числе оказывают бесплатные консультации авторам инновационных проектов, желающим создать МИПы. Ещё до принятия 217-й ФЗ в университете молодежь обучалась по программам популяризации инновационной деятельности, а вокруг МГУ работало и выпускало продукцию 85 таких малых предприятий. Сейчас вводятся различные курсы повышения квалификации, факультативные курсы для специалистов и бакалавров в рамках базового образования, а также магистерские программы. В МГУ разработано и положение о хозяйственных обществах — осталось лишь преодолеть консерватизм бухгалтерии, которая не воспринимает интеллектуальную собственность (например, патенты) как объект бухучёта.

Ключевой для развития инновационного предпринимательства, по мнению Алексея Хохлова, является проблема стимулирования спроса, в том числе со стороны крупного бизнеса. И здесь разумной мерой было бы внесение поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих налоговые льготы для крупных компаний, которые закупают продукцию МИПов.

Минфин — не враг инноваторов

Обнадёжила участников заседания Совета по инновациям позиция по этому и другим вопросам (например, по вопросу банкротства) Министерства финансов РФ. По словам директора Правового департамента Светланы Ячевской, министерство «открыто для обсуждения». А ведь именно в Минфине до недавних пор «тонули» многие инициативы парламентариев, научного и предпринимательского сообщества о налоговом стимулировании инновационной деятельности. Но и консерватизм структуры, призванной оптимизировать расходы федерального бюджета, находить способы пополнения выпадающих с принятием ряда законов доходов, тоже можно понять.

Многие проблемы, возникшие при реализации 217-ФЗ, удалось бы, по мнению выступавшей, избежать, если бы не было спешки с его принятием, что не позволило одновременно подготовить пакет поправок в другие связанные с ним законы. Так, существует правовая коллизия между частью IV Гражданского кодекса и бюджетным законодательством по вопросу обладания правами на результаты интеллектуальной деятельности, напрямую связанному с вопросом учредительных вкладов хозяйственных обществ. Это противоречие, как полагает Светлана Ячевская, «вероятно, будет устранено в пользу части IV Гражданского кодекса».

Актуальный вопрос о большей финансовой свободе бюджетных учреждений науки и образования также может быть законодательно решён. В стадии разработки, сообщила представительница Минфина, находится правительственный законопроект о реформировании бюджетных учреждений, которым предусматривается новый тип учреждений — казённых. И хотя научные и образовательные учреждения останутся бюджетными, их статус будет аналогичен правовому статусу автономных учреждений. Так что не исключено, что проблема «возможности бюджетных учреждений иметь на праве собственности результаты интеллектуальной деятельности» будет решена.

Рекомендации Совета по инновациям

По итогам обсуждения вопроса о состоянии и мерах по реализации Федерального закона № 217 члены Совета по инновационной деятельности и наукоемким технологиям (таково полное название Совета) в целом одобрили рекомендации, адресованные Федеральному Собранию и Правительству России. В проекте документа отмечалось, что серьёзным препятствием в реализации закона является «несогласованность положений отдельных федеральных нормативных правовых актов». Предложения о формах устранения законодательных несоответствий будут уточнены с учётом состоявшейся с участием представителей федеральных министерств дискуссии.

Министерству образования и науки РФ предлагается «разработать и принять рекомендации по созданию и финансовым механизмам обеспечения деятельности центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, других аналогичных элементов инновационной инфраструктуры вузов и научных учреждений РАН, занимающихся созданием и сопровождением деятельности хозяйственных обществ».

Тому же министерству рекомендовано «активизировать деятельность патентных служб (отделов) в учреждениях науки и образования по разработке регламентов по выявлению, защите и работе с объектами интеллектуальной собственности, подготовке кадров, программе по поддержке патентования российских изобретений за рубежом, включая создание специальных государственных фондов».

Поскольку коммерциализации научных результатов приходится учиться «с нуля», члены Совета по инновациям рекомендовали Минобрнауке «предусмотреть программы по созданию многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной сферы». Такая система должна включать:

· программы повышения квалификации для сотрудников инновационных компаний и субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе международные стажировки;

· целевую подготовку специалистов в вузах (магистерские программы, программы по организации инновационного бизнеса в рамках специализированных научно-образовательных центров и корпоративных университетов),

· подготовку в вузах специалистов и бакалавров по управлению инновационной деятельностью и коммерциализацией результатов НИОКР.

В завершение выездного заседания Совета по инновациям его сопредседатель, академик РАН Вячеслав Осипов и помощник руководителя Администрации Президента России Екатерина Попова рассказали о том, как идёт работа над законопроектом «Об инновационной системе Российской Федерации». По словам академика, доработанную с учётом многочисленных предложений концепцию закона надо ещё раз в ближайшее время обсудить, а к концу года — подготовить проект закона к первому чтению в Госдуме. Удастся ли выдержать этот срок, покажет время. А время нужно, чтобы подготовить юридически выверенный текст законопроекта, не забыть привести в соответствие с ним нормы действующего законодательства (т. е. подготовить поправки в разные федеральные законы), обсудить проект закона со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с профильными министерствами. Ведь опыт принятия 217-го ФЗ продемонстрировал, к чему приводит спешка.

Выездное заседание Совета по инновациям проходило на базе бизнес-инкубатора в сфере высоких технологий Научного центра РАН и ФГУП «Экспериментальный завод научного приборостроения» в г. Черноголовка.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024