http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=33508eb7-172a-4153-8195-1956eefee618&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЭКСПЕРТ РАССКАЗАЛ О ВЛИЯНИИ ЯДЕРНЫХ КАТАСТРОФ НА ПРИМОРЬЕ

18.04.2016

Источник: Дейта

Доктор химических наук, член-корреспондент РАН Иван Тананаев о радиации и людских страхах

Эксперт в области фундаментальной и прикладной радиохимии и радиоэкологии, доктор химических наук, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий лабораторией ядерных технологий Школы естественных наук ДВФУ Иван Тананаев в интервью ИА «Дейта» рассказал о различных аспектах радиации, страх перед которым ощущают многие.

- Иван Гундарович, интересовались ли вы информацией об авариях, связанных с «утечкой» радиации на приморских предприятиях оборонного комплекса?

- Знаком с материалами об аварии в бухте Чажма, произошедшей в 1985 году на атомной подводной лодке К-431 при перезагрузке активных зон реакторов. Насколько мне известно, после этого ЧП других аварий с выбросом радиоактивных частиц на территории Приморского края не происходило. Что касается событий тридцатилетней давности, то тогда пострадало более 900 человек и было поражено порядка сотни тысяч квадратных метров берегового и морского пространства.

- Насколько эффективно, по вашему мнению, производилась ликвидация последствий аварии? Существует ли опасность от этого ЧП в настоящее время?

- При аварии в Чажме произошел выброс «свежего» загруженного топлива, в котором отсутствовали долгоживущие, особо опасные изотопы, например, радиойод. Поэтому экстремальное облучение получили люди, находящиеся в непосредственной близости к месту взрыва. Если бы аналогичная ситуация произошла с отработавшим ядерным топливом, как на Чернобыльской АЭС в 1986 году, то последствия были бы более тяжелыми. Возможно, кому-то сказанное покажется циничным, но это факт.

У меня нет точной информации относительно работ, которые проводились в рамках ликвидации последствий ЧП. Но, насколько это можно понять, опираясь на данные открытых источников, были применены все известные на тот момент средства. Факт, что авария на атомной подводной лодке не привела к глобальному или региональному радиационному загрязнению близлежащих районов, а также к изменению радиоэкологической обстановки в заливе Петра Великого, подтверждается результатами экспедиций, проведенных силами «НПО Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» (Санкт-Петербург) и профильными подразделениями Тихоокеанского флота в 1991.

Кстати, несмотря на расстояние, гораздо больший «вклад» в радиационное загрязнение Приморья внесла авария, произошедшая 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС: после инцидента содержание цезия-137 в окружающей среде края увеличилось в 8-16 раз, а стронция-90 - в 2-3 раза.

(Примечания ред.: Цезий-137 (Cs-137), Стронций (Sr-90) – основные компоненты радиоактивного загрязнения биосферы. Образуются при делении ядер в ядерных реакторах и ядерном оружии. Содержится в радиоактивных выпадениях, радиоактивных отходах. Период полураспада радионуклидов порядка 30 лет.)

- Насколько часто на практике вы сталкивались с тем, что слухи вокруг нештатной ситуации на «специальных объектах» возводили произошедшее до уровня катастрофы?

- Думаю, что использование слова «часто» будет не совсем уместным. Случаев, о которых идет речь, у нас в стране единицы. Но, не скрою, моментов проявления радиофобии достаточно. Радиация не имеет запаха, цвета, вкуса. Она невидима и неосязаема. Бояться всего невидимого и непонятного людям свойственно. Зачастую мы можем поверить в какой-то «ужастик», забывая о том, что нас постоянно окружает масса источников того самого «неведомого» излучения. Возьмём, к примеру, кабачок. Этот овощ ценен содержанием калия, который благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему человека. Знаете ли вы, что природный калий состоит из трех изотопов? Это калий-39, калий-40 и калий-41 (прим. ред.: К = 39K + 41K + 40K). Калий-40, содержание которого в общем количестве всего 0,012%, радиоактивен. Радиоактивность одного грамма калия составляет 31 Бк (прим. ред.: Бк - Беккерель – единица измерения радиоактивности, составляющая 1 распад в секунду).

Вот еще пример. В одном литре морской воды из залива Петра Великого содержится до 390 миллиграммов калия, следовательно, радиоактивность одного литра составляет 12 Бк по калию-40, тогда как её активность по цезию-137 - не выше 1-2 Бк.

Резюмируем: если бояться неведомого, то не стоит купаться в море, есть кабачки и, кстати, абрикосы, а также совершать авиаперелеты. Кроме этого, не делать флюорографию и быть против ядерной медицины. И, продолжая тему фобий, я, наверное, должен предупредить, что мировой океан содержит 4,5 миллиарда тонн урана …

- Обладаете ли Вы информацией о технологиях, имеющихся в наличии у приморских специализированных предприятий (завод «Звезда», 30-тый судоремзавод), которые занимаются утилизацией ядерных энергетических установок военных кораблей? Насколько на этих предприятиях выдерживаются современные нормы безопасности?

- Надо понимать, что любая ядерная технология – это ряд отработанных операций, каждая из которых выполняется по строгому регламенту. В них не должно быть внештатных ситуаций, но они, к сожалению, периодически случаются. Зачастую это связано с «человеческим фактором», который сопутствует авариям в авиации, энергетике и других отраслях. Гарантия безопасности это, прежде всего, квалификация работников. Насколько мне известно, на «Звезде» используются современные технологии, в том числе и разработанные совместно с Институтом химии ДВО РАН и Дальневосточным федеральным университетом. А об уровне квалификации персонала можно судить по отсутствию опасных сбоев.

- В Приморском крае неоднократно поднимался вопрос о необходимости строительства атомной электростанции. По вашему мнению, с учетом всех особенностей территории, насколько безопасно здесь создание такого объекта?

- Отечественная ядерная энергетика, по моему мнению, обладает всем необходимым для строительства и дальнейшей безопасной эксплуатации АЭС в любом регионе России, в том числе, в Приморье. Я считаю, что целесообразность строительства АЭС в регионе напрямую зависит от его «энергоёмкости», темпов промышленного роста, планов экономического развития территории. Такие аспекты, как количество выпавших осадков, среднегодовая температура и состав почвы здесь абсолютно ни при чем. Существуют определенные разработки, проекты, которые можно адаптировать под конкретные условия того или иного региона.

- Северная Корея неоднократно заявляла о проведении испытаний ядерного оружия. Насколько, с учетом близости территорий, подобные «тесты» опасны для Приморья?

- Для начала хотелось бы понять, что было испытано. Достоверной информации у меня на этот счет нет. Если исходить из того, что известно, то угрозы для Приморья, ровно как и для других территорий, нет. Испытания проводились под землей, что гарантирует отсутствие выбросов в атмосферу. К слову, радиационный фон во Владивостоке, после проведения взрывов на территории Северной Кореи, был в пределах нормы. В данной ситуации меня, например, настораживает другое – уязвимость объектов ядерной энергетики Южной Кореи, Японии, других азиатских стран в случае военного конфликта. В этих странах в настоящее время работает десятки реакторов, которые находятся на побережье океана.