http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=343232ce-beef-4696-ad9a-52d5c8dc0a32&print=1© 2024 Российская академия наук
Этот уникальный экопоезд отправился в путешествие вокруг Москвы по областной окружной железной дороге впервые. О полных результатах исследований пока говорить рано. Но вот что удалось узнать корреспондентам “МК”, проехавшись с учеными.
Два вагона лаборатории-обсерватории под завязку забиты аппаратурой. Их общая стоимость потрясает воображение — 40 млн. рублей. Кроме того, здесь есть жилые купе для персонала, душевые комнаты и кухня. Лаборатория была создана в 2004 году при содействии Российской академии наук и Российского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта МПС.
— Сейчас в мире существует так называемая глобальная сеть контроля состояния окружающей среды, — рассказывает Николай Еланский из Института физики атмосферы им. А.М.Обухова. — В нее входят 24 обсерватории. Но наша — единственная в мире, которая может передвигаться по железнодорожной сети.
Как рассказали “МК” ученые-“железнодорожники”, только за первый неполный круг вокруг Москвы они выявили зону с повышенным содержанием СО, сильнейшего ангидрида и окислов азота — это район Орехова-Зуева. Специалисты считают, что это — прямое влияние выхлопов московского автотранспорта. То есть воздух, принесенный из Москвы. Вообще же, по их словам, в загрязнении воздуха в Москве и области на 80% повинен транспорт и на 20% — остальная промышленность.
На входе в Москву ученые обнаружили большое количество углеводородов, принесенных к нам ветрами из Европы. Вообще, считают отечественные спецы, то, что говорится о западных предприятиях, — миф. Дескать, стоит там заводская труба, а дыма из нее не идет. Просто под влиянием общественного мнения “западники” убирают видимую часть, а та самая пресловутая органика остается. Но она как раз и приносит основной вред природе. Следы этого загрязнения проходят через Москву, уходят дальше в Сибирь, и их остатки обнаруживаются даже на Дальнем Востоке. Из-за чего страдают “легкие” планеты — наша тайга.
Лаборатория, снующая сейчас по железнодорожным веткам Москвы и области, снабжена 12 газоанализаторами, которые контролируют воздух в приземном (самом важном для человека) слое. Плюс — 3 анализатора дистанционного зондирования на несколько километров в стороны. Есть и набор для радиационного исследования, и приборы, контролирующие загрязнение воздуха мелкими частицами.
Один из вагонов поезда предназначен для выезда на места техногенных катастроф. Сейчас же он контролирует состояние радиационного фона по пути следования состава. Один из ученых, Владимир Решетов, рассказал нам, что наиболее низкий радиационный фон наблюдался на востоке области. А в целом фон вокруг Москвы ниже предельно допустимых норм. Ученые выразили благодарность Московской железной дороге и областной администрации за помощь в проведении мониторинга.
По предварительным итогам, экологи сделали вывод, что уровень загрязненности самого кольца железной дороги является минимальным. А вот Москва присылает свои “подарки”.
Повышенный уровень загрязнения наблюдался на востоке и северо-востоке области. Это Воскресенск, Орехово-Зуево, Александров. Минимальный уровень загрязнения, сопоставимый с отдаленными, нетронутыми районами, был зафиксирован на северо-западе области. Но и там замечен приток органики из Европы. В целом уровень загрязнения окружающей среды в Москве и вокруг нее неизмеримо меньше, чем, например, в Пекине и Мехико. Но ученые оговорились, что застали, образно говоря, момент паузы. Зимой, во время отопительного сезона, выбросов будет значительно больше, а летом дополнительный фон создадут те фотохимические процессы, что происходят в природе. Но жить в Москве и области, по их мнению, пока можно.