НЕСЕКРЕТНОЕ МИНИСТЕРСТВО

26.10.2012

Источник: Наука и технологии России, Σ Муравьёва Марина

Проблемы образования затрагивают миллионы людей


И нельзя сказать, что в обществе по решениям властей существует гарантированное одобрение, понимание этих решений и вера в перспективы. Такое мнение высказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на неформальной встрече с блогерами и журналистами в офисе объединённой компании «Афиши» и Rambler. Почти два часа он отвечал на их вопросы и пообещал, что общение в таком формате станет традицией.

Как и следовало ожидать, первое, о чём спросили министра – когда легализуют платные услуги в школе. Один из блогеров долго и подробно объяснял, сколько и за что ему приходится платить как родителю – за охрану, питание, ремонт классов… И в принципе он не против помогать школе, лишь бы всё это было официально.

«Действительно, граница между платными и бесплатными услугами плохо определена, – согласился Дмитрий Ливанов. – Это основная проблема, что родители не знают, какие услуги им обязано предоставлять государство бесплатно. В новом законе об образовании чётко прописано, что каждому ребёнку гарантируется не только определённое количество бесплатных уроков, но и набор услуг, сопутствующих обучению – горячее питание, учебники, проезд на школьном автобусе в сельской местности и т.д. Чтобы все эти нормы применялись на практике, во многом зависит и от родителей – от того, насколько они ответственно будут относиться к своей функции по управлению школой. Это право и возможность закреплены в законе».

Министр в очередной раз подчеркнул, что позиционирует Минобрнауки как открытое и готовое к диалогу ведомство. Ему бы хотелось, чтобы все планы широко обсуждались в обществе. Именно из-за плохой информированности часто и возникают конфликты. Достаточно вспомнить недавний скандал с объединением вузов в Тамбове. Как пояснил Дмитрий Ливанов, вся эта неприятная история, вылившаяся в акции протеста, была связана с тем, что ректор Тамбовского государственного технического университета не счёл нужным известить своих сотрудников и студентов о запланированном слиянии с Тамбовским госуниверситетом. Когда министр дал поручение их проинформировать и узнать мнение, то оказалось, что большинство против. В результате подписанный им ранее приказ об одобрении слияния был аннулирован, а ректору ТГТУ пришлось написать заявление об увольнении.

«Если вузы хорошо работают, то никаких насильственных мер по их объединению мы применять не будем», – заверил Дмитрий Ливанов.

Объединение вузов, равно как и школ, преследует одну цель – повысить качество образования и уровень подготовки каждого учащегося. Это расширение «точек качества». Но, по мнению главы Минобрнауки, важно не делать это формализовано и не превращать слияние образовательных учреждений в кампанейщину.

История с хиджабами всплыла и на этой встрече с министром. «Сегодня назрела проблема не только с религиозными, но и с социальными различиями школьников, – считает Дмитрий Ливанов. – В этом вопросе нужно прийти к общественному консенсусу – учителя, родители, школьники должны определиться со стилем и формой одежды. Президент дал поручение обсудить этот вопрос и в каждом регионе принять единые требования к одежде школьников. Конечно, всю страну нельзя одинаково одеть. Но должен быть общий подход, чтобы не возникало социальных и религиозных конфликтов. При этом важно помнить, что наши школы дают светское образование и находятся вне религии».

Если вопрос о школьной форме ещё предстоит решить, то с зарплатами вузовских преподавателей уже всё более-менее ясно. В ближайшие годы запланировано их поэтапное повышение – к 2018-му средняя зарплата достигнет двойного размера от средней по региону. Например, в Москве это будет 90 тысяч рублей.

«Вместе с повышением зарплаты возрастут и требования к преподавателям, – подчеркнул министр. – Они должны быть профессионалами в своём деле, иметь практические достижения. Их работа не может сводиться только лишь к пересказу учебников и чужих научных трудов».

Сегодня ценностью в образовании становится не трансляция знаний, а умение находить и применять информацию. Именно поэтому меняется парадигма образования – в её основе не знания, которые ученики могут быстро и легко найти самостоятельно, в том числе в интернете, а компетенции. Чтобы их формировать, в школу должны прийти молодые, прогрессивные учителя. Это важная задача, и её решению будут, в частности, способствовать новые профстандарты для педагогов, которые сейчас разрабатываются. Но сделать это быстро не удастся.

Повышение зарплат ожидает не только преподавателей, но и учёных.

Министр заверил, что финансирование фундаментальной науки – приоритет для государства.

И это закреплено в новой госпрограмме «Развитие науки и технологий». Её рассмотрение Правительством РФ запланировано на 1 ноября. Несмотря на существующие разногласия с РАН, Минфином и другими ведомствами, госпрограмма должна быть принята. «Мы хотим, чтобы наука хорошо финансировалась, а наши учёные были конкурентоспособны, – сказал Дмитрий Ливанов. – Да, учёные должны получать зарплату, которая соответствует уровню их квалификации. Но, они должны работать, а не пить, образно говоря, чай в институте».

Министр не видит ничего страшного в том, что российские учёные уезжают за границу. Пусть стажируются в иностранных организациях, набираются опыта. Наука интернациональна. Если учёный востребован, он найдёт себе работу в любой стране. Научные люди должны быть мобильны: надо создать такие условия – по зарплатам, инфраструктуре, оборудованию, чтобы к нам приезжали научные звёзды. И это будет делаться, пообещал глава Минобрнауки.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024