http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=34590140-a4dc-41cc-a477-10680b50449f&print=1© 2024 Российская академия наук
Президент Российской академии наук Юрий Осипов намерен вновь поставить перед властями страны вопрос о вступлении России в Европейскую южную обсерваторию (ESO).
Комментируя РИА Новости ситуацию после Общего собрания РАН, Осипов отметил, что работа по вступлению в ESO продвигается плохо.
"По сути, этот вопрос замотали в Минобрнауки. Они стали требовать с астрофизиков какие-то особые планы работы. Вопрос замотали, но мы к нему вернемся, это же крупнейший международный научный проект, где Россия имела бы свое ярко выраженное лицо", - сказал президент РАН.
"Это вопрос, который нужно обсуждать на уровне премьер-министра. Могу сказать, что в свое время, когда я говорил с (вице-премьером Владиславом) Сурковым на эту тему, у меня сложилось ощущение, что он это дело поддерживает", - добавил Осипов.
Европейская южная обсерватория объединяет 15 стран и располагает самыми мощными на сегодня наземными астрономическими инструментами, в частности четырьмя телескопами-рефлекторами с главными зеркалами диаметром более 8 метров. Кроме того, эти телескопы находятся в районе с наилучшими условиями для наблюдений - в горах Чили.
Российские астрономы неоднократно заявляли, что присоединение к ESO является единственной возможностью преодолеть полувековое отставание от западной науки, поскольку создание сопоставимых по масштабу отечественных телескопов потребует миллиардов долларов и десятков лет работы. В конце апреля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о возможности вступления России в ESO, а в июне того же года премьер Владимир Путин поручил профильным ведомствам начать переговоры об этом.
Минобрнауки РФ ранее заявляло, что обсуждать решение о вступлении нельзя без разработки комплексной программы развития астрономии, в которой будет доказана необходимость этого недешевого шага: вступительный взнос в ESO составляет около 100 миллионов евро, хотя он и выплачивается в течение десяти лет. Разработкой программы было предложено заняться отделению физических наук РАН.