http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=34b82019-f112-41bd-8cb8-7b9d894f15c6&print=1
© 2024 Российская академия наук
Стоит ли напоминать, что эта инициатива, как и подкоп под РАН, явилась миру безо всяких там прелюдий и дискуссий, в виде готовой бумаги, тайно “проштампованной” правительством (см. “Поиск” №28, 2013)? К подобным штучкам все уже привыкли, да и сами формальности кажутся мелочью в сравнении с тем содержательным зарядом, который забит в президентский законопроект.
На первый взгляд, ничего страшного в нем нет и быть не может. Ну, создадут еще один фонд, добавят денег на поддержку ученых. Что тут плохого? Дополнительные средства еще никогда никому не мешали. Но вся хитрость как раз в том, что никаких добавок не предполагается. В финансово-экономическом обосновании к проекту четко сказано: “Принятие Федерального закона “О Российском научном фонде” не повлечет возникновения дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации”.
Откуда же тогда возьмутся деньги? Кое-что на этот счет рассказал представлявший проект депутатам начальник Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Александр Хлунов (на снимке). По его словам, средства должны высвободиться в результате исключения из федеральных целевых программ мероприятий по проведению поисковых научных исследований. Еще Александр Витальевич надеется на финансовое участие отдельных регионов и промышленных компаний, а также на федеральное правительство, которое “должно найти” дополнительные источники.
Где найти? В чьем-то кармане? Уточнений не прозвучало. Тогда председатель думского Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев напрямую спросил: претендует ли новый фонд на те средства, которые планировалось выделить РФФИ и РГНФ? И опять ничего не сказал представитель Кремля по этому поводу, ответив только на другую часть пространного вопроса академика.
Казалось, момент истины так и не настанет. Но тут на трибуну поднялся недавний кандидат в столичные градоначальники, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. Горячо поддержав законопроект, парламентарий не поленился заглянуть в будущее. До 2015 года, сказал он, финансирование для уже действующих фондов предусмотрено. А вот затем их следовало бы “или присоединить или ликвидировать”, чтобы был “один большой, наполненный деньгами фонд”.
Вот вам и полная ясность. Поверить в то, что депутат все это сам придумал, невозможно. Наверняка идею подсказали, как сейчас говорят, из-за стены. И значит, именно таков кремлевский план. Просто озвучивать его сподручнее при помощи таких вот безотказных депутатов, как этот самый Дегтярев. Потом, когда дойдет до дела, можно будет сослаться на парламентскую инициативу. Тоже, кстати, удобно.
Что же касается ученых, то об их удобстве никто, похоже, и не вспомнил. Как обычно.