Иркутские ученые сочли вредным законопроект о сплошной вырубке на Байкале
19.08.2020
Источник: МК Иркутск
Они считают,
что подобные законы надо принимать, посоветовавшись с научным сообществом
Закон о рубке леса на
Байкале для расширения Транссиба и БАМа приведет к экологической и
экономической катастрофе. Так считают известные ученые. «МК Байкал» приводит их
мнения без купюр и комментариев.
Игорь
Бычков, академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий,
директор Иркутского филиала СО РАН, научный руководитель Иркутского научного
центра СО РАН, директор Института динамики систем и теории управления имени В.
М. Матросова Сибирского отделения Российской академии наук (ИДСТУ СО РАН):
–
Я считаю, что любые крупные социально-экономические проекты в России должны
подготавливаться и реализовываться исключительно при научном сопровождении. Любые.
Нужно не «разрешать – не разрешать», а искать разумный компромисс между экономикой
и экологией, между развитием страны и сохранением природы, между развитием
территорий и минимизацией экологического ущерба. Я также считаю, что перед любым
крупным проектом, на стадии его продумывания, необходимо все тщательно прорабатывать
с учеными. Вот, к примеру, РЖД обещает посадить по пять саженцев за каждое
срубленное дерево, но при этом как-то умалчивается, что лес – это ведь не
просто деревья. Это уникальная экосистема на берегах Байкала, включающая в себя
деревья, защищающие реку от пересыхания, это болотные угодья, где растут
краснокнижные растения и водится уникальная фауна. Посадить деревья на месте
срубленных – этого мало. Нужно искать решения, которые могли бы минимизировать
ущерб. И решения нужно искать с учеными, которые занимаются научными вопросами
именно здесь, на Байкале, которые имеют опыт и накопили знания. При этом ученых
нужно привлекать не только при разработке проекта, но и на всех этапах его
реализации. Это будет дольше, это будет дороже – но в такой ситуации лучше не
спешить.
Виталий
Рябцев, иркутский орнитолог, эколог, специалист в области биоразнообразия,
кандидат биологических наук:
–
Зачем расширять Транссиб и БАМ? Ради увеличения пропускной способности? Чтобы
еще больше вывозить угля, нефти, древесины, особенно неразделанного леса, нашим
соседям в Китай? Загнать страну в сырьевую экономику, чтобы уже выбраться не
могла? Это один из моментов, который меня настораживает в данном законе.
Второй
момент – это отмена государственной экологической экспертизы, которая ранее
хоть как-то сдерживала желающих строить что-либо в таком уникальном месте, как
Байкальская природная территория. Для Байкала это вообще никуда не годится – он
и так в достаточно плохом состоянии, а будет еще хуже.
Однако
тут есть еще третий момент, о котором пока никто не упоминал. У меня есть
подозрение, что в рамках работ по расширению Транссиба или БАМа в ЦЭЗ БПТ
начнут строить ветки к ряду прибайкальских месторождений редких полезных
ископаемых. Например, на севере Байкала есть Холоднинское месторождение
полиметаллических руд, очень ценных. И не разрабатывается оно по двум причинам:
нет подъездных путей и из-за Байкала нельзя. А если подъездные пути построить в
рамках нового закона, разрешающего делать почти что угодно в рамках развития
экономики? Это нанесет просто невообразимый вред Байкалу.
И
четвертый момент: при проведении работ по расширению Транссиба и БАМа, согласно
новому закону, разрешается складировать высвободившийся в результате проведения
земляных работ грунт чуть ли не в озеро Байкал. Это просто в голове не укладывается…
Вообще,
сам закон был принят очень странно – без обсуждения, без вынесения на общественные
слушания. Это очень странно и опасно. РЖД обещает прислушиваться к
общественности, экологам, ученым, все обсуждать и искать компромисс. Посмотрим,
как это будет проходить на практике…
Александр
Сутурин, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией
биогеохимии Лимнологического института СО РАН:
–
Расширение железнодорожных магистралей, на мой взгляд, необходимо только для
того, чтобы вывозить в Китай больше круглого леса, который пользуется спросом.
При этом будет еще вырублен лес, который, кстати, в довольно-таки деловом
состоянии, ведь рубки лесов на Байкале запрещены. И пускай сейчас РЖД заявляет,
что посадят в несколько раз больше вырубленного – они свои добрые намерения,
кроме совещаний и разговоров, ничем не доказали. Вот вам пример: когда строили
БАМ, было вырублено достаточно много лесов. Эти просеки до сих пор сохранились,
есть насыпи – но там же не вырос нормальный лес? Почему бы не засадить
деревьями для начала уже имеющиеся просеки – и тем самым показать свою
надежность в вопросах лесовосстановления? На восток от Байкальска и так все
вырублено.
Вот
только возникает вопрос: как РЖД будет сажать лес, если у них нет лесопитомника?
Это непрофильное направление. И они вполне могут сказать: хорошо, мы посадим
лес, только создайте здесь государственный лесопитомник, чтобы мы могли брать саженцы.
Пока этот питомник внесут в планы, пока составят проект, пока построят, пока
эти деревья вырастут до приемлемых для массовой высадки размеров… Пусть корпорация
для начала покажет свою программу лесовосстановления, пусть докажет свою состоятельность
в данном вопросе, пусть посадит леса вокруг БАМа – иначе это только пустые
обещания.
К
тому же для расширения того же Транссиба лес рубить не надо – места для строительства
дополнительных веток есть, они были освобождены еще при строительстве
действующей магистрали. Зачем был нужен этот закон, не пойму.
Виктор
Кузеванов, биолог-эколог, кандидат биологических наук, заместитель председателя
Общественной палаты города Иркутска, помощник ректора Иркутского
госуниверситета:
–
Этот законопроект необходим стране, но это очередной пример попытки выбора способа
наращивания пропускной способности железной дороги. Чтобы перевозить больше
грузов, у железнодорожников два варианта: интенсивный и экстенсивный. При
выборе интенсивного варианта придется рассчитывать и оптимизировать нагрузку,
выстраивать новые схемы движения. А выбрали экстенсивный – делать новую
параллельную ветку, что неизбежно потребует вырубки леса на гигантских
площадях. Это может выглядеть привлекательно для промышленников и пользователей
природных ресурсов, но неуклюже и нехорошо для людей и природы.
Я
считаю, что здесь речь вообще-то идет о режиме природопользования и необходимости
в первую очередь решать экологические вопросы рационального использования
жизнеобеспечивающих природных ресурсов. Если корпорация «РЖД», ради которой
принят законопроект, будет заниматься правильным природопользованием и направит
дополнительные ресурсы, а также все средства от вырубленного и проданного леса
на лесовосстановление, экологическое образование и просвещение населения,
качественное строительство автодорог – это может положительно восприниматься
местными сообществами. Но следует убедительно доказать свою готовность не
только использовать природные ресурсы, но и защищать и сберегать их. Иначе
открывающаяся законодательная возможность сплошной вырубки леса вдоль
железнодорожной магистрали и линий электропередачи воспринимается протестующим
населением именно как легализация захвата и неконтролируемой вырубки ресурсов
сибирской тайги в интересах обогащения узкого круга заинтересованных лиц.
Поэтому
конечно же все проекты по любому природопользованию вблизи Байкала должны
проводиться под общественным контролем, аккуратным общественным наблюдением.
Тогда можно будет и экономику поднимать, и природу Байкала сберегать, причем в
этом поколении, а не перекладывать как обременение на последующие.
Виктор
Плюснин, научный руководитель Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН,
главный редактор журнала «География и природные ресурсы» и «Geography and
Natural Resources», заместитель председателя Иркутского отделения Русского
географического общества:
–
Я против принятия этого закона, поскольку он нарушает уже действующее природоохранное
законодательство ЦЭЗ БПТ. Понятно, что нужно развивать экономику, но законы
должны соответствовать друг другу, а не противоречить. И можно было, конечно,
найти иные методы для расширения железнодорожных магистралей, без принятия
этого закона, который разрешает корпорации то, что запрещено другим.
Кстати
14
августа представители РЖД провели совещание с экологами-общественниками, на
котором присутствовали более 20 представителей общественных экологических организаций.
Перед ними выступили начальник департамента охраны труда, промышленной
безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр Потапов и главный инженер
ВСЖД Николай Скосырский.
–
Главный принцип нашей работы – это открытость! Мы готовы показать и рассказать
о каждом участке, где планируется срубить хотя бы одно дерево. Ни о каких
сплошных рубках речи не идет – увеличение пропускных способностей действующих
магистралей не предусматривает строительство новых линий железных дорог и
вырубки для этого леса вдоль береговой линии озера Байкал, – отметил Петр
Потапов.
Мероприятия,
реализуемые ОАО «РЖД», включают, как разъяснили железнодорожники, реконструкцию
существующих станций и действующих железнодорожных линий между ними, а также
строительство ряда технологических объектов в непосредственной близости от
действующей инфраструктуры.
Мы
можем долго рассуждать о том, как это будет проходить на самом деле. Жаль только,
что в действительности узнаем о происходящем только после того, как все
начнется – строительство, реконструкции, рубки. А полностью оценить
последствия, при любом сценарии, смогут только потомки.