http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3578b73e-3374-4d0d-a1fc-ec8d3daf5979&print=1© 2024 Российская академия наук
Аварийная ситуация при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" могла обернуться трагедией
Международная экспедиция на российском пилотируемом корабле «Союз МС-10», которая отправилась вчера с космодрома Байконур на Международную космическую станцию (МКС), закончилась через две минуты в результате аварийного отключения двигателей второй ступени. В составе экипажа были космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж аварийно приземлился в спускаемой капсуле в казахстанской степи, в 25 км от города Жезказган. Все живы и здоровы. Это главное. Но вопросы остаются.
Запуск «Союза МС-10» был мемориальным: посвящен 100-летию со дня образования Завода экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации «Энергия», который изготовил корабль. Авария произошла на 122-й секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени ракеты-носителя. Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют.
Спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз МС-10» приземлился в 20–25 км от города Жезказган в Казахстане, экипаж травм и повреждений не получил. Хотя, по расчетам, экипаж мог получить перегрузку до 6 g. (На центрифуге при тренировках космонавтов перегрузка достигает на пике 10–12 g.)
«Запуск – это всегда очень опасное мероприятие, – подчеркнул, комментируя по просьбе «НГ» аварийную ситуацию, летчик-космонавт Российской Федерации, член-корреспондент РАН Юрий Батурин. – Это лишнее напоминание для тех, кто считает, что космический полет – всего лишь прогулка в космос. Создана комиссия, которая разберется в случившемся. Но одно уже сейчас ясно: причина отказа – на Земле».
Эту версию предварительно подтвердили источники и в ракетно-космической отрасли России: «Возможно, из-за плохого крепления при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем вызвал аварию». В космосе с 1961 года побывали 553 человека (по состоянию на 29 мая 2018 года), и каждый двадцать второй из них погиб. Для сравнения: у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927–1928 годах случай гибели был 1:5500, в 1934–1936 годах уже 1:31 000, а у нынешних авиакомпаний – 1: 2,5 млн полетов. Один из 33 000 вылетов в современной истребительной авиации заканчивается аварией с гибелью летчика.
Российская сторона на самом высоком уровне уже заявила, что не будет скрывать причины произошедшего на «Союзе». «Я думаю, что американская сторона с пониманием отнесется к этой ситуации, – подчеркнул вице-премьер РФ Юрий Борисов. – Мы, естественно, не будем скрывать причины, это не принято в такой ситуации». В то же время Борисов напомнил, что практически только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Нынешний экипаж МКС, в составе которого три человека, может продолжить работу до декабря, когда планируется очередной плановый пуск. Решение об этом могут совместно принять «Роскосмос» и NASA, сообщил СМИ источник в ракетно-технической отрасли России.
«Фактически наша ракетно-космическая система для пилотируемых полетов остается очень надежной, дублированной, – подчеркнул в беседе с «НГ» Юрий Батурин. – Надо будет искать причину отказа двигателей. Но тем не менее факт есть факт: ракета «Союз» – наиболее надежная из всех существующих на данный момент в мире».
Любопытно, что в только что вышедшей новой книге Юрия Батурина «Властелины бесконечности: космонавт о профессии и судьбе» (см. «НГ» от 26.09.18) автор описывает тогда еще не случившуюся нештатную ситуацию: «Надежность ракеты-носителя «Союз» очень велика. Но в технике абсолютной надежности не бывает. Возможен и неблагоприятный исход запуска... Поэтому на корабле «Союз» предусмотрена система аварийного спасения (САС) экипажа... Если после 20-й секунды полет проходит нормально, то после достижения высоты 46 км (это происходит на 115-й секунде) двигательная установка САС сбрасывается, потому что на этой высоте безопасно сработает парашютная система». Что и произошло 11 октября.
То есть семь секунд отделили нынешнюю ситуацию с аварийным спуском экипажа, когда все остались живы, от более непредсказуемого сценария развития событий.
И все же тревожная тенденция в развитии отечественной космонавтики налицо. Неназванный эксперт в комментарии Интерфаксу отметил, что «наименьшая аварийность – примерно 3% – наблюдалась в 80-е годы прошлого столетия, притом что за то десятилетие было выполнено максимальное число пусков. В 90-е и нулевые годы показатель аварийности повысился до 5% при постоянном снижении числа пусков. В 2010–2018 годах он вырос до 7,8%, опять-таки при продолжении тенденции на снижение числа пусков».
Именно за последние пять лет управление космической отраслью в России претерпело целый каскад реорганизаций. В 2012 году произошло укрупнение и создание новых структур ракетно-космической промышленности; в 2013-м – создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК). В январе 2015 года решением президента по предложению правительства были интегрированы Роскосмос и ОРКК, создана госкорпорация «Роскосмос». Весной нынешнего года правительство одобрило план по созданию ракетно-космического холдинга, в который войдут «Роскосмос», концерны ВКО «Алмаз-Антей» и «РТИ Системы», а также корпорация «Тактическое ракетное вооружение». По данным различных источников, идея создания военно-космического холдинга принадлежала тогдашнему вице-премьеру и нынешнему генеральному директору «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину.
Как раз летом 2018 года произошла серия криминальных и полукриминальных скандалов в РКК «Энергия» и в самом «Роскосмосе». В 2017 году из ЦПК им. Ю.А. Гагарина со скандалом уволились несколько космонавтов.
Напомним также, что в августе 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев после аварии при запуске ракеты-носителя «Протон-М» заявил: «Я не знаю, какова причина гибели спутников – будь то разгонный блок, механические повреждения, элементарное разгильдяйство или все вместе, умноженное на традиционное разгильдяйство, но терпеть это дальше невозможно». То, что премьер смело назвал «традиционным разгильдяйством», в отношении ракетно-космической отрасли следовало бы сформулировать более четко – системный кадровый кризис. (Некоторые эксперты называют это кадровой катастрофой.) И за него как раз правительство и несет ответственность.
Как бы там ни было, вопрос о перспективах пилотируемой космонавтики все более настойчиво ставится в политико-экономическую повестку дня.