ТОВАРИЩИ УЧЕНЫЕ! ДОЦЕНТЫ С КАНДИДАТАМИ! ЗАМУЧИЛИСЬ ВЫ С ИКСАМИ, ЗАПУТАЛИСЬ В НУЛЯХ!

15.03.2019

Источник: Труд, 15.03.19 Александр Киденис



На недавних похоронах лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова прощались заодно и с российской академической наукой. Хоронили последнего российского нобелевского лауреата, а новых у нас скоро не предвидится. Из Кремля пришло соболезнование, где среди заслуг академика особо отмечена «твердая гражданская позиция и роль, которую он сыграл в общественной жизни страны». Все так. Хотя сам Алферов более всего гордился созданным им на базе Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН академическим университетом — лесенкой в будущее, первым в стране интегратором науки и образования в области физики и биоинформационных технологий.

«У Жореса Ивановича была мечта о том, чтобы в стране было несколько академических университетов — именно академических, не по своему названию, а которые реально управляются учеными, Академией наук», — сказал на церемонии прощания Александр Сергеев, четвертый (!) президент Академии за последние шесть лет. И добавил: «Сохранить академический университет в Санкт-Петербурге после смерти его основателя Жореса Алферова — очень важная задача...» Но уже ясно, что петербургского университета в алферовском понимании, то есть реально управляемого учеными, больше не будет.

Шесть лет назад Академия представляла собой «государство в государстве»: еще до присоединения Медицинской и Сельскохозяйственной академий под ее руководством находились 653 научные организации с общей численностью более 100 тысяч человек — почти половину составляли научные сотрудники. Академия руководила институтами и научными центрами, обсерваториями и научными станциями, библиотеками и архивами, музеями, заповедниками и так далее.

Ныне Академия не владеет ничем и не руководит никем. Точнее, находится в «переходном периоде»: у нее отбирают все, что представляет какую-то ценность. Вот недавняя новость: Сибирскому отделению РАН — знаменитому Академгородку (десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа) оставляют 22 объекта недвижимости из 378. Остальная академическая собственность переходит Министерству науки и высшего образования.

Совет научной молодежи отделения обратился к президенту с письмом: «Мы опасаемся, что поспешные действия правительства РФ могут нанести непоправимый вред реализации поддержанной Вами инициативы развития новосибирского Академгородка. Просим Вас сохранить за Сибирским отделением РАН право прямого оперативного управления имущественным комплексом, землями Академгородка и сопредельных территорий Новосибирской области. Без такой возможности реализация инициированного Вами плана развития новосибирского Академгородка:» Ответа пока нет.

«В 2013 году у СО РАН отобрали государственный бюджет и передали в ФАНО, — напоминает академик Александр Асеев. — В 2018 году все институты оказались под контролем Министерства науки РФ, а сейчас у СО РАН могут забрать землю, ресурсы и здания». Академик Николай Добрецов добавляет, что если СО РАН лишат права на имущество, то оно вскоре превратится в ученый клуб и окончательно утратит значение, что будет означать конец науки в Сибири.

Аналогичная ситуация на Дальнем Востоке, где коммерческие структуры уже захватили около 160 гектаров земли дальневосточного Академгородка. Элитное жилье строится прямо под окнами Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН — вместо обещанных новых корпусов научных учреждений. Координационный совет по проблемам экологии Приморского края направил губернатору края Олегу Кожемяко петицию «в защиту Академгородка Владивостока от беспредела дельцов и власти».

Авторы требуют остановить застройку территории Академгородка и прекратить уничтожение науки на Дальнем Востоке России. Ответа пока нет.

Переместимся с востока России на запад, где увидим похожую картину. Элитный жилой комплекс «Планетоград» начинает сооружаться на окраине Санкт-Петербурга, в охранной зоне Пулковской обсерватории, вблизи от большого рефрактора. Разрешение на это строительство выдала мэрия города — несмотря на то что тепловая «засветка» от жилых зданий сделает невозможным точные астрономические наблюдения и лишит Пулково общепризнанного мирового статуса. Не помогают ссылки на историческую ценность объекта (обсерватория открыта в августе 1839 года!) и его научную ценность (это основная астрономическая обсерватория РАН). В последний день Масленицы противники застройки территории Пулковской обсерватории провели очередную акцию протеста, в рамках которой сожгли чучело. Власти демонстративно «не заметили».

А к 2023 году здесь будет закончено строительство «Планетограда». Старейшую обсерваторию можно будет переделать под ресторан или ночной клуб.

Наука в России давно не в моде. А теперь она лишилась и своего главного защитника — последнего нобелевского лауреата России. Буквально перед самой кончиной академик Алферов обсуждал по телефону важный для науки Санкт-Петербурга вопрос восстановления структурного подразделения Российской академии наук в городе на Неве и возвращения ему исторического здания на Университетской набережной. Смерть помешала ему продолжить этот бой с чиновниками. Впрочем, исход этого боя предрешен.

«Мы нанесли российской науке непоправимый удар реформой 2013 года, когда превратили РАН практически в «клуб ученых». Потому что наша Академия наук, в том числе в мировом масштабе, имела гигантский авторитет не столько благодаря своим членам, сколько благодаря институтам Академии наук», — сказал Жорес Алферов в одном из последних интервью.

Скоро «реформе» академической науки исполняется шесть лет. Ну и какой результат? За первую пятилетку выяснилось, что создание Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и передача ему имущества и финансовой власти над научными организациями не принесло никаких плюсов, а вот минусов выявилась уйма. У академиков даже появилась надежда на возврат к прежней системе — хотя и она уже не могла быть спасением.

Да и чиновники позиций сдавать не собираются. Вместо ФАНО появилось Миннауки во главе с тем же Михаилом Котюковым — бывшим руководителем скомпрометировавшего себя агентства, получившим новый статус. Министром науки стал чиновник-финансист, в послужном списке которого есть лишь одна более или менее «профильная» строчка: в марте — июле 2007 года занимал пост проректора по экономике и финансам Сибирского федерального университета. Заместители его — из той же когорты: юристы, специалисты по управлению имуществом, бизнесмены. Лишь один ученый — физик-ядерщик, автор более 200 научных работ Григорий Трубников. Но, как известно, один в поле не воин.

Были у отечественной науки гонители и выше рангом. Никита Хрущев на июльском пленуме ЦК КПСС в 1964 году прямо заявил: «Академия наук нам не нужна, потому что наука должна быть в отраслях производства, там с большей пользой идет, это нужно было для буржуазного русского государства, потому что этого не было. Сейчас, в социалистических условиях, это изжило себя, это придаток, и проявляет он себя довольно плохо:» В общем, все, как пел Владимир Высоцкий: «Товарищи ученые! Доценты с кандидатами! / Замучились вы с иксами, запутались в нулях! / Сидите, разлагаете молекулы на атомы, / Забыв, что разлагается картофель на полях...»

К счастью, тогда плохо кончил сам Хрущев. А семь наших соотечественников успели стать нобелевскими лауреатами. Но теперь другая беда: за два десятилетия из России эмигрировали около 2 млн человек. И 80% из них — в возрасте от 25 до 44 лет, лишь 10% не имеют университетского диплома, тогда как у 36% есть не только бакалаврская, но и магистерская, кандидатская или докторская степень. Вот такая «утечка мозгов».

Счетная палата заявляет, что меры государственной поддержки молодых ученых не носят системный характер и малоэффективны. Что у государства даже нет понимания, сколько средств инвестируется в одного молодого ученого и каков эффект от этой поддержки. А последний год показывает, что в правительстве снова верх берет идея фактической ликвидации РАН — с оставлением за Академией функций клуба ученых. В Минфине уже подсчитали экономию аж в десятки миллиардов рублей.

А в это время

Между тем Россия недавно подписала соглашение с Египтом о сооружении по нашим технологиям и эксплуатации первой египетской АЭС из четырех энергоблоков по 1200 МВт. Причем 85% стоимости АЭС возьмет на себя Россия, выделив Египту 25 млрд долларов сроком на 22 года. В пересчете на наши деньги по сегодняшнему курсу Египет получит  1625 млрд рублей — это пятилетнее финансирование всей российской науки с выходом (возвращением) на мировой уровень и последующей отдачей отечеству. А что мы получим от египтян? В лучшем случае — «альф шукр» (тысячу благодарностей). Как полвека назад за строительство Асуанской ГЭС...



©РАН 2024