http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=37430ea5-e2ec-4643-bfcb-f2d56c472f7f&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ СТРАНЫ

27.01.2015

Источник: Экология и жизнь



Вначале пользования природными ресурсами было не настолько ощутимо воздействие человека на природу, но открытие факта об исчерпаемости природных ресурсов предопределило осознание каждым мысли о тесной связи человека с природой. Это дало толчок в переосмыслении подходов и распределении приоритетности мер по охране окружающей среды. Современная тенденция загрязнения экоклимата страны требует незамедлительных перемен. И насколько будет эффективным подход к проблеме охраны окружающей среды, настолько зависит и экологическая ситуация, в которой окажется последующее поколение.

В Конституции РФ впервые оговорено право каждого на благоприятную окружающую среду. В основном законе страны оно провозглашается как неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения. К нему примыкают и право на жизнь, и право на здоровье, ибо непосредственно от условий окружающей среды зависит состояние здоровья, продолжительность жизни, рождаемость, а при отрицательных показателях этих условий — риск рождения ребенка умственно или физически неполноценным, рост заболеваемости среди населения. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду подразумевает проживание в зонах с наилучшими показателями экоклимата, отвечающим не только государственным, но и мировым стандартам.

Понимание смысла экологического термина «благоприятная окружающая среда» крайне неоднозначно. Главным и единственным критерием данного понятия служит качество, но никак не количественный показатель, что очень принципиально. Право на благоприятную окружающую среду подразумевает не только право на благоприятные условия, отвечающие государственным стандартам, но и право каждого участвовать в разрешении или в принятии решений по предотвращению экологических проблем. Это право дополняется рядом вспомогательных, к которым относятся получение достоверных сведений о состоянии окружающей среды и возмещение вреда лицам, нанесенного производителями-загрязнителями ввиду нарушения экологических требований. Достоверность предоставляемых сведений о состоянии окружающей среды во многом предопределяет возможность каждого быть участником в решениях и обсуждениях экологических проблем. Но, к сожалению, в силу непредставления на местах важной информации, (некоторые службы и ведомства не отвечают на запросы, ссылаясь на засекреченность этих сведений), население России бывает не в силах переломить ситуацию в стране. Многие коллизии возникают в противоречиях в понимании разграничивающей грани между экологической и государственной информацией.

Поэтапное оздоровление экоклимата страны, в условиях тенденции все более ухудшающихся показателей расхищения природных ресурсов, коррупции и апатичного отношения в этой области, представляется очень сложным. Судебная практика корректирует, дополняет и разъясняет, создаваемые отправлением экологических прав противоречия, возникающие в правоприменительной практике. Право на благоприятную окружающую среду претворяется в жизнь созданием порядка нормирования изъятия природных ресурсов, эффективностью механизма воздействия на субъекты экологического права, предоставлением достоверных сведений о состоянии окружающей среды, возмещением вреда, причиняемого имуществу и здоровью людей, и взаимодействием населения в принятии экологических решений по важным вопросам.

Существует неясность в законодательной реализации этих экологических положений.

В ряде имеющихся комментариев к Конституции РФ, в ответе на вопрос о законодательной реализации экологических положений существует расплывчатость в их смысловом содержании. Из содержания комментарий вытекает применение системы мер, которые требуют дополнения, ввиду отсутствия в них признака системности. Примером может служить оговорка о возможности защиты от вреда, наносимого производителями-загрязнителями, только притом случае, что в правонарушении имеется материальный состав, но по поводу содержания прав на получение достоверных сведений о состоянии окружающей среды и о праве на благоприятную окружающую среду разъяснения практически не даются.

Как бы ни позиционировало право на благоприятную окружающую среду, все же в ней существуют изъяны, выливаемые рядом проблем, сдерживающих ее реализацию.

К таковым сдерживающим факторам относятся:

1) низкая степень экологической просвещенности об экологических правах;

2) общее состояние экологии страны;

3) отсутствие соразмерности доли нарушения экологических прав доле ответственности за них;

4) низкая степень исполнения права каждого к доступу достоверных сведений о состоянии окружающей среды;

5) несение чисто декларативного характера основополагающими нормами законодательства в области охраны окружающей среды;

6) отсутствие четких определений к основным экологическим понятиям;

7) апатичное отношение органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных должностных лиц к проблеме охраны окружающей среды;

8) возрастная тенденция коррупции и расхищения природных ресурсов.

Законодательство по защите окружающей среды наделяет граждан РФ правами:

1) сформировывать некоммерческую организацию, специализирующуюся на искоренении экологических проблем;

2) отправлять запросы в получение достоверных сведений о мерах по охране окружающей среды и о ее состоянии;

3) обратиться в органы государственной и местной власти с заявлениями, жалобами и предложениями по вопросам охраны окружающей среды;

4) подать исковое заявление о возмещении вреда, наносимого физическими или юридическими лицами, ввиду их занятия деятельностью, связанной с крайним ухудшением окружающей среды.

Сведения о состоянии окружающей среды, подвергшиеся сокрытию, искажению содержания или же не полны и не точны и даны не своевременно лицами, на которых ляжет обязательство по предоставлению такой информации, влечет ответственность наложением административного штрафа.

Последствия, наступающие вследствие непредставления нужных сведений о состоянии окружающей среды, невообразимы.

Сумма административного штрафа, следуемая неисполнением обязательств по представлению экологической информации, ничтожна. Возникает необходимость перемен на законодательном уровне в сторону повышения сумм административного штрафа за непредставление экологической информации должным образом.

Между тем, в случаях сокрытия или же искажения сведений, сопряженных с опасностью жизни и здоровью людей и для окружающей среды, в УК РФ прослеживается ужесточение мер в отношении лиц, ответственных в предоставлении такой информации и обязанных в принятии мер по предупреждению и предотвращению экологических последствий.

Уголовная ответственность, следуемая за утаивание сведений о фактах, явлениях или событиях, создающих опасность для людей и окружающей среды, в какой-то мере импонирует и видится ее соразмерность нарушениям экологических прав.

Львиная доля обоснованности проблем в охране окружающей среды приходится не столько на существующие изъяны в законодательстве об охране окружающей среды, насколько на сформированное и устоявшееся отношение людей к экологии страны.

Показатель экологической культуры населения страны обрисовывает картину не из лучших. Статьей 58 Конституции РФ закрепляется обязательство сохранения каждым природы и окружающей среды и бережного отношения к природным богатствам.

Особо ощутима в защите окружающей среды роль экологической ответственности. Доля ответственности должна быть соразмерна доле неисполнения лицами объема обязательств, вытекающих из права каждого на благоприятную окружающую среду. Только в этом случае имеется основание судить о мерах принимаемых государством, как об эффективном механизме воздействия на общественные отношения, складываемые по поводу охраны окружающей среды. Но, к сожалению, многие предприниматели-загрязнители, органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие должностные лица никак не сбавляют темпы роста используемых ими природных ресурсов, не предоставляют точных сведений, ссылаясь на наличия в них признаков информации государственной важности. Отсюда следует череда проблем, процент разрешения которых очень низок. Опять же это вполне объяснимое явление, тем более что мера ответственности настолько ничтожна, что неумолимо связывает население с мыслью о безысходности переломить и без того шаткую экологическую ситуацию в стране.

В каждом человеке должно быть чувство долга в сохранении окружающей среды и в бережном к ней отношении. Это говорит о степени развитости экологической культуры населения, а она очень слабо развита в нашей стране, что не удивительно.

Граждане России не могут давать четкого ответа на вопрос об их экологических правах, не говоря уже об их защите, в случае их нарушения.

Все это исходит из того, что они не обладают элементарным объемом экологических знаний. Отсутствие экологических знаний составляет одно из возможностей манипулирования населения, чем и пользуются многие должностные лица. Нелегко даются и дела об экологических нарушениях и юристам-правоведам. Все дело в том, что население страны учатся ощущать и воспринимать, возникающие экологические нарушения только через призму процесса защиты своих прав.

Экологические права граждан должны соблюдаться. Причинение ущерба имуществу или здоровью по закону «Об охране окружающей среды» возмещается в полном объеме. Практика показывает не очень лучшие результаты по охране прав каждого на благоприятную окружающую среду.

Соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду находит отражение в перечне принципов закона «Об охране окружающей среды».

Данное право обеспечивается рядом принимаемых государством мер:

1) введение платности природопользования;

2) нормирование изъятия природных ресурсов;

3) возмещение вреда, вследствие нарушения экологических прав;

4) формирование экологической культуры;

5) получением достоверных сведений о состоянии окружающей среды.

Особо важна роль платности природопользования, ибо формирует заинтересованность в рациональном и бережном отношении к природе. Платность природопользования разумеет внесение определенной платы, как за использование природных ресурсов, так и за их загрязнение.

Следует отметить и важность нормирования изъятия природных ресурсов. Но на деле получается совсем иная практика следования лимитам пользования природными ресурсами, за что должна быть склонна к жесткому надзору за требования нормативов. Низкий уровень показателей нарушений законодательства об охране окружающей среды свидетельствует о крайней неточности их содержания и не уделению должного внимания к блоку существующих проблем в экологии страны.

К примеру, в Чеченской Республике наблюдается интенсивная работа по оздоровлению экологии, о чем свидетельствуют годовые показатели работ по пресечению, предупреждению экологических нарушений.

В докладе «О состоянии окружающей среды Чеченской Республики в 2013 году» отражаются сведения о повышении тенденции налагаемых штрафов на правонарушителей. В 2012 году в Чечне на долю штрафов приходился 45%, а в 2013 году этот показатель перевалил за 96,1%. Приводятся и ряд процентов по выполняемым предписаниям, по доле устраненных нарушений. Ни в одном другом субъекте РФ не видится столь огромный процент уделяемой охране окружающей среды внимания как в Чечне.

Не наблюдаются и превышение нормативов изъятия природных ресурсов, выброса в окружающую среду опасных веществ. Особо импонирует и жесткость в отношении злостных экологических правонарушителей. Данные показатели реально адекватны к наблюдаемой экологической обстановке в республике.

В России особую актуальность приобретают общественные и иные некоммерческие объединения в осуществлении ими деятельности в области охраны окружающей среды.

Они наделены законом «Об охране окружающей среды» правом разработок, реализации экологических проектов, защиты прав и законных интересов граждан в случаях нарушения их экологических прав, организации митингов, собраний, шествий и т.д..

При нынешней ситуации в РФ, видится целесообразным проведение коренных экологических реформ по корректированию законодательства об охране окружающей среды в преломлении устоявшейся правоприменительной практики, которая усугубляет экологическую обстановку в стране.