http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=391b8f18-da1f-40bc-a2f4-61e4ddd86067&print=1© 2024 Российская академия наук
Российские выпускники сдали 13 июня заключительный этап единого госэкзамена – тесты по истории. Как оказалось, история стала испытанием и для самого ЕГЭ. Так, самарские школьники жаловались, что некоторые вопросы составлены просто некорректно. В студии программы "Вести" - директор Института российской истории Российской академии наук Андрей Николаевич Сахаров.
- Андрей Николаевич, действительно ли ЕГЭ по истории, как утверждают его критики, это перемена отношения к истории как таковой в системе нашего образования вообще?
- Я думаю, что критики правильно утверждают, потому что при помощи ЕГЭ история наша разрывается на части, на вопросы формализованные. И в истории теряется самое главное – это ее драматургия, это характер людей, это характер содержания, эволюция нашей истории, это логика нашей истории, которая, как и литература, не может быть формализована, как это сделано сейчас в форме ЕГЭ. Я думаю, что критики правы в этом смысле.
- Как, на ваш взгляд, нужно изучать историю? Вот в советские времена, например, изучали историю КПСС принудительно, повсеместно. Так формировали общественную идеологию. Может быть, и сейчас нужно ввести такое же изучение истории России?
- Я думаю, что то, как преподавали историю КПСС в свое время в вузах, было насильственно, идеологизировано, это было неправильно и вызывало отвращение к истории. Но дело все в том, что историю страны надо знать, и отрывать образование даже физиков, химиков, математиков, медиков от истории страны было бы неразумно. Разумно было бы ввести факультативные курсы, которые люди сами хотели бы заслушать и приобщаться к истории, как это делалось в свое время, до революции. Ну, например, такие курсы, скажем, как история русского реформаторства, история русских святых, их место в истории страны или история российского терроризма. Я думаю, что я с удовольствием пошел бы на один из этих курсов, послушал бы их так же, как и физики, и медики, и химики.
- Александр Николаевич, в советские времена преподавание истории, вот такой, как вы сказали, чуть ли не насильственной, было элементом формирования идеологии. Нуждается ли в этом сейчас современная Россия?
- Для того чтобы сегодня развиваться духовно, людей воспитывать, приобщать к патриотизму, и главное, давать им цивилизационную ориентировку по месту России в мировой истории, в сегодняшней истории, историю нужно знать всю, глубоко, досконально и в едином ее целом, а не при помощи отдельных фрагментов как это делается в ЕГЭ.